Самый дорогой украинский фильм, которым страна встречала тридцать вторую годовщину своей независимости, стал тем камнем преткновения, из-за которого переспорили между собой многие театрально-кинематографические критики и рядовые украинцы. Ведь реализация столь дорогостоящего проекта (общая стоимость — 120 000 000 гривен), более чем наполовину профинансированного из государственного бюджета воюющей Украины, когда каждая копейка сгодилась бы на фронте, да еще и поднятие ила исторических украинско-польских споров с учетом стратегической важности поддержки западного соседа, больше похоже на диверсию врага, чем на продуманную стратегию отечественной культуры.
Хотя учитывая, что съемки «Довбуша» начались, хоть и во время войны, но в относительно стабильном августе 2018-го (локализованная московская агрессия ограничивалась частью Донбасса, и превалирующее большинство украинцев о ней даже не вспоминали), да и до полномасштабного вторжения было еще три с половиной года, потому апеллировать суммой затрат – не совсем корректно.
В ту седую древность, которую не помнят даже древние украинские летописи, а лишь людская молва, говорят, жил где-то на просторах от Сяна до Дона красавец-великан, ратными подвигами увековечивший себя в летах, богатырь Лиман. И было у славного казака двое любимых детей от небесной богини, обое беленькие: старшенькая красавица Десна и младшенький Днепр.
Детки росли здоровыми и сильными. Быстро летели год за годом. Стал старым воин, давно уж его доспехи мирно покоились на чердаке дома. Однажды, грея свои старые кости под ласковыми лучиками украинского летнего солнца, думал он свою стариковскую думу… и, как ни печалилось отцовское сердце, ни сковывала ледяными объятиями душу тоска, решил он, что пора отпустить свою кровиночку жить свою жизнь — незачем молодость наручниками седины возле себя держать.
Суровый статный красавец на белом, как снег, коне… он сходит с небес на грешную землю, и величественная поступь его потрескиванием первых заморозков, шуршанием последней опавшей листвы, воем ветров, пронзительным вороньим криками слышна во всех, самых отдаленных уголках украинской земли – это на землю прямо с небес 8 ноября сходит сам Миха, величественный ангел-победитель Сатаниила, главный покровитель-защитник Руси-Украины (недаром же на столичном гербе он изображен в момент своей высшей славы).
Да не сам предводитель небесного воинства на охрану вверенной территории в этот день, вместе с ним верные спутники: божий посланник Гавриил и целитель Рафаил. Потому как нечисти на украинской земле – без счета, и пока Перун спит, небесное воинство должно хорошо следить за порядком на земле, все необходимое у них есть: огненные мечи, сила и решительность в борьбе со вселенским злом и любовь к украинской земле (недаром Михайловский Златоверхий возведенный в Киеве в его честь еще в XII веке сейчас считается кафедральным) .
Семь, десять, тем более — двенадцать пятниц на неделю… кто же в Украине не слышал этого крылатого выражения, которое трактуется в народе двояко: с одной стороны изменчивость обстоятельств и непостоянство личности, с другой — всепоглощающая лень и праздность, которые распространяется чуть ли не на все сферы традиционной женской деятельности. Недаром же главной фигуранткой этой фразы-легенды выступает сакральная для всех украиночек от Сяна до Дона с древнейших времен святая пятница.
Знания, предрассудки и приметы о самом непростом пятом дне недели передаются из поколения в поколение от бабки к внучке вот уже не первое тысячелетие, и родилось оно на свет еще при Трипольщине, когда до появления христианства с его Параскевой Пятницей впереди были еще века и века. Покровительницей этого дня считалась богиня Мокоша, праматерь всего существующего на свете, матушка воды и самой земли, покровительница рождения жизни, жена Великого Велеса.
Осеннее умирание природы… кто-то видит в нем конец жизненного цикла, а кто новое начало. Недаром же на 1 ноября выпадает праздник Сварога, творца вселенной и покровителя коловорота бытия. В старину считалось, что именно в этот день Великий небесный кузнец начинает ковать для украинцев Золотой плуг, символ возрождения жизни и будущего урожая, который скинет на землю в Рождество, как сигнал селянам к началу подготовки к новому полевому сезону.
Золотое обручальное кольцо, брачная верность, земледелие и мельничество — тоже дары Праотца всех богов, поэтому-то в его праздник украинцы возносили ему искренние молитвы, как-то: «Хвалимо Сварога, який цьому Роду Божеському є началом, і всенькому роду криниця вічна, яка витікає влітку від джерела свого, і взимку ніколи не замерзає».
Мятежным характером он удался в своего отца, который сменил священнический путь многих поколений своих предков на просветительскую карьеру. Гени по материнской линии тоже были из церковников, поэтому удивительно — откуда у Евгения Коновальца было такое влечение к военному делу и столь твердая активная военно-гражданская националистическая позиция.
Три класса народной школы под пристальным родительским наблюдением в родных Зашках (отец – директор, мать – преподавательница гигиены, основ медицины и шитья), четырехлетка при учительской семинарии, Львовская духовная – это были только ступеньки к юридическому факультету Львовского универа, где его пылкий молодецкий организаторский талант, ведь ему было всего восемнадцать, подпитанный полным курсом истории Украины Михаила Грушевского, смог развернуться во всю мощь уже без искусственных рамок и ограничений чрезмерно семейной опеки.
Она, славянская праматерь солнца и воды — «вещая пряха», что тысячелетиями усердно прядет нить жизни каждой живой сущности на этой земле да заботится о душах тех, кто покинул этот бренный мир. Мокоша, супруга всемогущего Громовика, каждую пятницу спускается с небес на землю, чтобы в одном из пятидесяти двух обличий наблюдать за соблюдением женщинами ее заветов и высшего предназначения. Двенадцать из тех Пятниц — особые, а две из этой дюжины — святые, а главная среди них — День рождения богини, 28 октября, или Мокошина пятница.
Мокоша — то юная, смеющаяся красавица, что легко «накидывает пряхе 100 веретен прясть», временами — стройная худощавая женщина-помощница с распущенными косами до пят, которая крутит веретено, пока уставшая пряха спит («С Богом, Параня!»), а то оборачивается костлявой старухой с искривленными пальцами, когда нужно явиться на землю за чьей-то жизнью (ее иногда отождествляют с образом самой смерти). На свой главный праздник небесная богиня посещает землю в образе страшно израненной веретенами прях, порезанной ножницами и уколотой иголками швей, что нарушали ее запрет на работу по пятницам в течении года.