Греция, Италия, Испания… магия его лирического тенора заставляла трепетать и млеть от восторга женские сердца. И даже в строго-сдержанных мужских глазах во время исполнения ним сверхсложных партий «Пиковой дамы», «Отелло», «Африканки»… нет-нет да и проблескивала скупая слеза. Магия пения была его жизнью, которая обернулась его смертью. Павел Порай-Кошиц — оперный певец, призрак вагнеровских опер.
Поповское дитя, рожденное в украинской глубинке образца 1863 года. Ему по старой народной традиции была лишь одна дорога – в маленький приход (и это в лучшем случае) с холодной плебанией да серой жизнью, разбавленной только радостью виртуозного исполнения церковных гимнов, которые никто не оценит. Ему повезло вырваться из замкнутого круга, за которым дети наследовали профессию и жизнь своих родителей.
Она приходит последними теплыми лучами осеннего Бабьего лета в ленивом мареве утреннего тумана под хрустальный звон капель росы, что падают неторопливо с серебряной паутины. Имя ей — Вторая Пречистая, и отстоит она на двадцать четыре дня от первого в триаде светлого праздника счастливой женской судьбы и исполнения своего высшего предназначения. Ее именины празднуются по народному календарю 8 сентября.
Традиционно в Украине те недолгие три с половиной недели между первыми двумя Рожаницами были наполнены волнениями, веселым гомоном и лихорадочной поспешностью. Ведь традиционно они считались лучшим временем для сватовства («пришла Пречистая — принесла сватов нечистая») с почти стопроцентной небесной гарантией обручения и счастливого брака с многочисленными умными, здоровыми и трудолюбивыми потомством — вот и спешат парни сделать предложение возлюбленной с крыльями благословения небесной покровительницы за плечами («Благослови, Боже, Пречистая Госпожа»).
Как можно быстрее приготовить вкуснейшее блюдо из мяса на многочисленное семейство без дополнительной обработки да еще с минимальными затратами сил? Ведь мясо — это продукт, который просто физически требует много внимания и длительного времени для приведения в съедобное состояние. Ответ прост: ну конечно, измельчить его, разорвав монолитность мышечной структуры, чтобы температуре было легче справиться с приведением его в пригодное для употребления состояние — чем мельче кусочки, тем меньше время готовки.
В Украине обычно разделяли два состояния измельчения мяса, в зависимости от чего самостоятельное готовое жареное блюдо имело свое название: растертое в пух мясо — котлеты, мелко-мелко нарубленное — сеченики (рубленые котлетки). Существовал еще третий вид, зависимый от способа приготовления, тушеные после обжаривания котлетки – тефтели. Хотя при этом сама классическая форма всех трех блюд была почти идентичной — круг или овал приплюснутый с двух сторон для удобства обжаривания. Вид мяса, как и наличие вспомогательных элементов, а также начинок, на принадлежность к одной из этих трех категорий роли не играли.
Изысканный европейский Львов за свою многовековую историю, конечно же, немало раз видел собственными глазами пышные процессии ясновельможных правителей, торжественно шествовавших его улицами. Короли, королевы, князья, цари… но к началу практичного ХХ века весь этот антураж величия постепенно сходил на нет, уступая место пусканию пыли в глаза через демонстрацию более скромных предметно-материальных вещей вроде роскошных автомобилей или драгоценных тряпок.
Тем больше ажитации во Львове вызвала пышная процессия иранского шаха Мозаффара эд-Дин-шаха Каджара, которая и без того наделала немало шума своим появлением на собственном поезде в аромате восточной экзотики в июне 1905-го по дороге в столицу Австро-Венгрии. Ведь фигура восточного правителя была довольно известна среди жителей столицы Галичины, ведь этот его визит был уже третьим за последние четыре года.
Пророк, аскет, философ, мистик, оратор и при этом учитель, богослов, полиглот, певец царской капеллы… хотя первое неразрывно связано со вторым, ведь прежде чем отвергать какие-то догматы, мудрый человек сначала должен хорошо овладеть их источниками. Его учения стали застольной библией для поколений-и-поколений украинских культурных элит, ибо их кристаллизованная сущность заключалась в гармоничном симбиозе религиозно-стоицко-платоновской системы, которая наилучшим образом отражает ментальную сущность украинской нации. Недаром же Григория Сковороду зовут украинским Сократом.
Наверное, родительские казацкие корни генетически передали мальчику дар к учению и любовь ко всему новому. Ведь церковно-приходская четырехлетка в родных Чернухах в его сем, которая для многих из числа его друзей была высшей, часто так и непреодоленной, ступенью образования, а для Грица – стала лишь первым шагом долгого путешествия по пути образования, познания и самосовершенствования. Ему было всего двенадцать, когда он в 1734-ом впервые переступил порог своей гуманитарной Киево-Могилянской альма-матер, с которой судьба свяжет на два десятилетия и куда раз за разом он будет возвращаться после своих странствий вплоть до тридцати двух лет.
Запеканка — королева украинской кухни, ведь одним лишь своим появлением она способна превратить вполне заурядный стол в праздничный. Множество вариаций и сочетаний составляющих плюс сам процесс запекания, когда вкусовые особенности их переплетения образуют уникальный ароматный букет в эстетически завершенном обрамлении — разве не это являєтся вершиной кулинарного искусства?
И хотя название блюда говорит само за себя, делая акцент на способе приготовления, а не на отдельных обязательных его составляющих, в состав традиционной украинской запеканки обычно в качестве базовых входили как минимум два ингредиента, сочетание которых делало ее той, кем она была — самодостаточным и самым любимым национальным лакомством всех времен, включая и настоящее (и это без деления на соленое или сладкое блюдо): яйца и лапша (в другом варианте — каша, хлеб или сухари).
Жизнь и смерть, огонь и кровь переплетены в вечном страстном танце вселенной — то и есть святой для украинцев калиновый цвет, само Великое дерево жизни и судьбы, белый свет в его сублимации от сотворения и до скончания веков. Потому и почитают это дерево в Украине издавна за лечебные свойства, помогающие выздороветь от недугов телесных да духовных, за красный цвет жара, который дает возможность всему живому продолжать свой танец жизни, за красоту, что ласкает глаз и целует уютом душу.
Калина — то девичья красота. В ее гроздьях и ветвях, листьях и корнях запечатлена вся женская судьба с младых ногтей и до самой смерти: радость, любовь, верность, предательство, тоска, горе… все есть в этом чарующем дереве, чтобы передать богатство чувств и настроений изменчивой прекрасной половины: сам куст — то украиночка, а цвет и ягодки — ее детки. Присутствие ее во дворе выступало символом верности и преданности в брачных отношениях и семейных связях. На вышиванках, в веночках, на рушниках, в расписных узорах, посуде, домашних украшениях… присутствует калиновый образ как оберег их хозяйки и ее семьи.