История
Конечно же уездный Александровск, который к тому же на рубеже XIX — ХХ веков после строительства ветки Екатеринославской железной дороги переживал эру своего бурного роста, не был обделен вниманием служителей Мельпомены. Ведь высокие доходы горожан и удаленность от столичных развлечений служили гарантией выгодного ангажемента артистов к обоюдному удовольствию и тех, и других.
Наверное, нынешняя площадь Свободы до сих пор помнит веселые цирковые представления, которые в начале ХХ века проходили при полном аншлаге в деревянном балагане Войталовского на триста мест или будущего любимца всей страны восемнадцатилетнего Леонида Утесова, который в составе передвижного театра «Мозайка» пробовал себя в актерском жанре на этих подмостках в 1910-х. Но тогда о собственном да еще каменном театре александровцы могли лишь мечтать…
Революция 1917-го и смена государственного строя стали толчком к пробуждения интереса к театральному искусству на всем просторе молодого советского государства(руководство страны поддерживало его как один из видов альтернативы религии). В то время на задворках столичной киевской культурной жизни 5 марта 1929-го зажглась новая звездочка — Театр малых форм, который изначально в духе времени занимался агитационно-просветительской деятельностью, ставя на сценах миниатюры собственного произведения на злободневные темы.
После удачных гастролей на Донбассе первого театрального сезона труппа получила новое имя «Киевский областной передвижной театр», а через год и новое место жительства в городе Житомере, где в 1932 году решением об укрупнении ее объединили с Первым житомирским украинским театром.
Карьера творческого коллектива под руководством, возглавившего его в 1936 году Владимира Герасимовича Магары (1900 — 1965), через год стремительно пошла вверх: ему присвоено имя Н.А. Щорса, которое служило надежным щитом в глазах правящей верхушки, и, наконец, после долгих лет скитаний Житомирский областной стал стационарным.
Ворошиловград, Кавказ, Каспий, Махачкала и выезды, выезды, выезды на фронт — так прошли для будущий запорожский театра годы Второй мировой. А весной 1944 года он согласно особого правительственного постановления вернулся в родные пенаты, но уже не в Житомир, а в город казацкой славы на Днепре, хотя еще два года после окончания войны труппа выступала в Закарпатье, помогая в создании местного украинского областного театра.
По возвращении в Запорожье труппе щорсовцев в наследство от переехавшего во Львов Театра им. Заньковецко» досталось сильно пострадавшее во время боевых действий здание бывшего коммерческого банка в самом центре старого города. Так что пришлось ждать еще шесть лет прежде, чем актеры наконец переступили порог своего нового торжественно открытого 30 января 1953 года постановкой пьесы А.Е. Корнейчука «Гибель эскадры» храма Мельпомены, построенного по проекту тандема мастеров Д. Фридмана и Ю. Лущинского.
Пережив все взлеты и падения советского периода и трудности первого этапа становления Украины как самостоятельного государства, в 1994-ом Запорожский украинский музыкально-драматический театр был закрыт на полную реконструкцию, которая завешались 8 мая спустя шесть лет. В канун же празднования 75-й годовщины его создания он получил щедрые подарки от государства — звание академического и имя человека, который, по сути, стал его творцом — В.Г. Магары.
Идя в ногу со временем на волне небывалого всплеска интереса к украинской культуре и истории в 2010 году труппа обзавелась еще одной сценой — на острове Хортица, где под открытым небом ставятся такие масштабные эпические вещи как «Тарас Бульба» и «Мамай». Так что сейчас, после ремонта малой сцены для постановок актерских и режиссерских экспериментов, театр им. Магара является одним из самых прогрессивных и технически оснащенных в Украине.
Архитектура
Современное здание запорожского театра, построенное под руководством Ю. Лущинского по проекту Д. Фридмана, представляет собой классическое для сталинской эпохи т-образное сооружение в стиле эклектики с колонными портиками коринфского ордера во всю его высоту по центральному фасаду и оконечностям осей (на южном фасаде заменен ризалитом с пилястрами), на которые опираются массивные треугольные украшенные лепниной фронтоны.
Вычурность форм четырехэтажного здания с обилием перекликающихся между собой декоративных элементов (разнообразие форм оконных проемов, широкий фриз в растительных мотивах, сплошная рустовка стен, барельефное украшение центрального фронтона (авт. Носенко), разорванный сандрик наличников главного фасада, многоярусный арочный портал входов, сложнопрофильный лобовой карниз и, конечно же, скульптурная композиция «Гопак» руки Хундаса на вершине) создают единый возвышено-монументальный образ, вселяющий трепет в душу заядлых театралов.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Запорожская обл., г. Запорожье. пр. Соборный, 41.
Тел.: (061) 764-40-72.
Официальный сайт: http://www.magara.zp.ua
Ссылки
- Исторические факты. Город за порогами Днепра
Как добраться
По трассам Е105 (Харьков — Запорожье — Мелитополь — Чонгар — Симферополь) / Н08 (Днепропетровск — Запорожье) / Н23 (Кривой Рог — Никополь — Запорожье) / Р37 (Бердянск — Запорожье) / Т08 03 (Мариуполь — Запорожье). По городу: Космическая — Соборный — Гребельная – Каширское шоссе до запорожского украинского музыкально-драматического театра Магара.
В Запорожье общественным транспортом, который следует по Соборному, до остановки «Улица Анголенко».