Бердянский залив

История

Восточный берег Бердянской бухты
Восточный берег Бердянского залива

Пять тысяч лет (найденные стоянки неолита и медного века) существования в человеческой истории гавани с удобным, защищенными с севера высокими холмами берегом и пологим морским дном рыбного моря-озера, которое в сохранившихся документальных источниках появляется на страницах географических описаний в V веке до н.э. Она имело множество названий Агрия, Берды, Дикое поле, но все они были связаны с ее природными богатствами.

Основой промысла здешних поселенцев во все времена была рыба от тюльки и бычка до огромной белуги, которая в изобилии водилась в здешних водах. Вот только постоянного поселения здесь не случилось в виду замерзания Бердянского залива в лютые зимние холода. Так что в качестве временного пристанища бухта активно использовалась и славянами, и татаро-монголами, и турками… Позднее она стала одной из стоянок казачьих «Чаек» (1647 — 1737) в летний период.

После ликвидации запорожского казачества (1775) и перехода Крымского ханства под юрисдикцию российских царей (1783) перед новой властью стал насущный вопрос освоения новых территорий и сообщение их с большой землей. Для реализации насущных целей в 1824 году на азовское побережье была направлена исследовательская экспедиция с целью выявления более удобного для строительства торгового порта залива.

Так благодаря докладной записке капитан Критского именно Бердянская бухта стала местом основания будущего города-порта, первоначальный этап строительства которого продолжался шесть лет и был окончен с благословения Керчь-Еникальского градоначальника Ивана Александровича Стемпковского (1789 – 1932) в торжественной обстановки 1 июля 1830 года.

Залив между Бердянской и Обиточной косами
Гавань между Бердянской и Обиточной косами

С момента открытия бердянской пристани для каботажного судоходства жизнь в гавани больше не затихала ни на минуту. До конца XIX столетия на ее берегу были построены десятки производственных и перерабатывающих предприятий, за которыми подтягивалась вся городская инфраструктура с ее центрами проведения досуга и сферой услуг.

Но только-только зарождающаяся жизнь чуть-было не была оборвана в 1855-ом, когда внезапно в гавань, находящуюся в сотнях морских миль от театра боевых действий Крымской войны 1853 — 1855 годов, зашла англо-французская эскадра и сделала залп по городу. Но защитники отстояли свою твердыню.

Запуск же соединившего азовскую жемчужину с большой землей железнодорожного сообщения Чаплино — Пологи — Бердянск в 1899 году и ветки до порта пятью годами позже стал настоящим прорывом в экономическом развитии города. Так уже к 1910 году только товарный грузооборот зерна через залив достигает полумиллиона тонн, а в последующие годы на его берегу появляется еще целый ряд новых крупных предприятий — чего стоят лишь российско-американский кооперативный завод и франко-бельгийское общество по строительству аэропланов.

Прогулочный корабль Бердянской гавани
Прогулочный корабль Бердянской бухты

Вообще ХХ столетие, не смотря на все его катаклизмы связанные с переворотом 1917-го, гражданской войной, голодомором и мировыми войнами, для гавани прошло под знаком относительного процветания, чему немало способствовали стратегически важное месторасположение торгового порта, промышленный потенциал и развитие новой туристической отрасли.

Во время боевых действий Второй мировой, которые прокатились по украинской земле в 1941 — 1944 годах Бердянскую бухту окутал дым пожарищ, которые устраивали сначала отступающие советские войска, потом – немецкая армия, ее воды вздымали взрывы бомб, а берега окрасились кровью убитых.

Ныне Бердянск является одним из украинских лечебных курортов, куда в сезон стекаются тысячи отдыхающих, ибо целебные воды его залива, омолаживающий эффект грязей и чистый степной воздух с примесью восстанавливающего йода известен во всем мире.

Архитектура

Бердянский залив бухта
Бердянская бухта

Серповидная Бердянская и соседствующая с ней на западе на расстоянии 28 морских миль Обиточная косы, ятаганом рассекающие прозрачные воды Азовского моря, образуют Бердянский залив глубиной от четырех до восьми метров, западный берег которого пологий с равномерно поднимающимся дном малонаселен (степь с двумя большими и маленьким лиманами, на берегу которых расположен туристический центр), в то время как густонаселенный восточный (город Бердянск) изобилует банками и перепадами высот.

Его акватория площадью 820км² в зимнее время покрывается коркой льда (хотя температура воды колеблется около 0 градусов), в то время как в летний сезон вода в здесь прогревается до +30°C, что в какой-то мере объясняется соленостью воды в 13,5%. В бухту впадает река Куцая Бердянка.

Восточная часть гавани особенно интересна: она защищена от прихоти Эвра косой, к которой в центральной части примыкает остров Малый Дзендзик, а южная оконечность заканчивается полуостровом Большой Дзендзик. Весь ее западный берег испещрен многочисленными естественными заливами-бухточками, где так удобно швартовать небольшие суда.

Дополнительная информация

Место расположения: Украина, Запорожская обл., г. Бердянск, Бердянский залив.

Ссылки

Как добраться

Автотранспортом по трассе Е58 (М14) (Одесса — Николаев — Херсон — Новая Каховка — Мелитополь — Бердянск — Мариуполь) до поворота на Бердянск. Далее по проспекту Восточному до Бердянского залива.

Общественным транспортом до вокзалов Бердянска, а затем в южном направлении пешком до набережной бухты по Восточному проспекту.

Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе