История
Начало XIX столетия стало для приазовских степей временем великих перемен, когда в считанные годы многочисленные ногайские племена превратились в усердных хлебопашцев, урожай которых благодаря плодородным землям и мягкому климату был столь велик, что уже в 1812 году перед правительством Российской империи стал насущный вопрос его сбыта. Одним из первых, кто озвучил вопрос строительства торгового порта в северном Приазовье на государственном уровне, стал основатель Одессы Дюк де Ришелье (1766 — 1822).
Неповоротливой государственной машине понадобилось целых пять лет для принятия соответствующего решения, и только 3 октября 1817 года по ходатайству графа Орлова-Денисова было принято решение о строительстве пристани на Обиточной косе. Однако, сомнения у генерал-губернатора этого края графа Михаила Семеновича Воронцова (1782 – 1856) все же оставались что до правильности выбора месторасположения нового города-порта. Вот почему осенью 1824-го для исследования северного побережья Азовского моря была отправлена экспедиция капитана II ранга Николая Дмитриевича Критского ( – 1834).
Его рапорт после детальных промеров о несомненных достоинствах Бердянского залива перед преимуществами других кос северного побережья стал решающим — уже весной следующего года на его берегу начинается строительство деревянных причалов, открытие которых состоялось пять лет спустя 1 июля 1830-го в торжественной обстановке в присутствии Керчь-Еникальского градоначальника и предводителя ногайских поселений.
Обороты порта увеличивались в геометрической прогрессии: 1836 году после объявления пятилетнего статуса «открытого» и учреждения таможенной заставы в морские ворота зашло одно иностранное судно, спустя два года их насчитывалось пятьдесят, а к 1838-ому его товарооборот достиг полутора миллионов серебром.
Благодаря активному росту численности (за восемь лет увеличилось до трех тысяч) в 1841 году селение получило статус и привилегии города, в то время как на его просторах уже обосновались представительства четырнадцати иностранных компаний. При этом ввиду прямой зависимости благополучия Бердянска от порта 24 марта 1852 года было принято решение об объединении должностей начальника порта и городского руководителя в одном лице.
Результат удачного административного решения не заставил себя долго ждать: в скором времени были удлиненна причальная стенка (1859), построен мол (1866), береговая линия защищена 650-метровым волнорезом и создан портофлот (1869), дополнительную безопасность морских судов обеспечил второй по счету новый маяк (1883), а для хранения горюче-смазочных материалов открыта нефтебаза братьев Нобель (1899).
Экономический рост на рубеже XIX — XX столетий и вовсе позволил начать масштабную реконструкцию порта под руководством инженера С.Р. Лукомского, в ходе которой был углублен канал до 5,6 м, сооружена набережная длинной 265м, построены узкий и широкий молы… Благодаря внедренным инновациям к 1910 году оборот бердянского порта достигает почти тридцати четырех миллионов пудов зерна.
Совершенствование инфраструктуры морских ворот города на этом не завершилась, и в 1914-ом они обзавелись еще и собственными ремонтно-механическими мастерскими в подчинении Петербургского адмиралтейства, хотя из-за неурожая 1913-го и начала Первой мировой грузооборот порта в Бердянске упал почти в восемь раз.
За восемь лет войны через морские ворота центрального Приазовья прошли и белые, и красные, и австно-германские войска; они были обстреляны отрядом Черноморской флотилии (1918), а год спустя дважды атакованы англо-французской эскадрой… Многие работники порта полегли на ее фронтах.
Еще не скоро после окончания боевых действий пристань оправится от потерь (в 1925 году ее оборот составил всего лишь восемьдесят тысяч тонн), хотя работы по восстановлению утраченных мощностей начались еще в 1924-ом, когда к порту была проложена двухкилометровая железнодорожная ветка, установлена шестидесятиметровая причальная линия, возобновлена швартовка иностранных судов.
На пути возрождения в 1941 году стала новая война, когда 7 октября город на берегу Бердянского залива был оккупирован войсками Третьего рейха. Так что продолжение возрождения стало возможно лишь по окончании боевых действий, когда оказалось что многие его сооружения придется возводить заново. Не смотря на все тяготы спустя три года (3 июня 1946-го) в гавань зашло первое судно.
С честью пережив советский и переходный период, за что в 1980-ом предприятие было удостоено ордена «Знак почета», морской порт Бердянска вошел в новое тысячелетие с высоко поднятой головой, не только постоянно наращивая объемы товарооборота, но и совершенствуя свои производственные площади (строительство 10-го причала) и мощности (покупка нового высокотехнологичного оборудования), что подтверждает получение международного сертификата качества ISO 9001 – 2000.
Архитектура
Расположенный в северо-восточной части Бердянского залива порт, к которому ведет подходной канал длинной в 20км, шириной 90м и глубиной 8,55м, ныне занимает площадь в 34,7 га (30га из них – производственная). Территория имеет в своем резерве 110тыс.м² складских площадей 12 складов для хранения грузов, причем 13тыс.м² из них – крытые.
Вход в акваторию площадью 225,46га (внешний рейд — 3,589,5га) находится между северо-западной оконечностью волнолома и мелями с уменьшением глубины до 5м; средняя ее глубина приближается к 8,4м. При этом общая длинна причальной стенки (10 причалов) составляет 1,7км, что дает возможность принимать суда с осадкой до 7,9м и длинной до 220м.
В распоряжении портового хозяйства, обслуживаемого железнодорожной станцией «Бердянск», находится целый ряд специализированной техники, в том числе: суда различного назначения, портальные краны, технологические транспортные средства.
Дополнительная информация
Адреса: Украина, Запорожска обл., г. Бердянск, ул. М. Горького, 13/7.
Как добраться
Автотранспортом по трассе Е58 (М14) (Одесса — Николаев — Херсон — Новая Каховка — Мелитополь — Бердянск — Мариуполь) до поворота на Бердянск. Далее: пр. Восточный — ул. Владимира Довганюка — пр. Западный, который выходит к порту.
Междугородним транспортом до вокзалов Бердянска, а затем в западном направлении по ул. Греческой до пешеходной зоны Азовского проспекта, а затем по набережной (ул. Горького) до морских ворот города.