Дворец в Шаровке

История

Шаровский дворец Дворец в Шаровке

Вот уже столетие как на реке Мерчик неподалеку от Богодухова существовало скромное село заложенное в начале XVIII столетия есаулом Ахтырского полка Матфеем Осиповым сыном Шария и неустанными хлопотами своих хозяев значительно увеличившееся за это время. Девственный лес, обширные луга и плодородные поля не раз поднимали деревянную слободу из руин после всепоглощающих пожаров случившихся случайно или по злой людской воле.

Но первыми шагами на пути к вершине своего величия Шаровка обязана другим своим хозяевам из семьи Ольховских, которые приобрели имение в последней четверти XVIII столетия у потомков Шария. Так сохранившиеся документальные источники от 1785 года упоминают о начале перестройки их сыновьями капитаном Саввой и Гавриилом Васильевичами фамильной резиденции в камне.

Ризалит центрального входа западного крыла Шаровского дворца Центральный вход западного крыла дворца в Шаровке

Честь же возведения первого дворца принадлежит следующему поколению Ольховских — сыну Саввы Петру, который в первой половине XIX столетия на высоком холме над прудом построил первый дворец (западное крыло ныне существующего), а вокруг на склонах балки заложил, как и подобает приличной помещичьей усадьбе, роскошный парк-сад. Именно его стараниями заштатное село начало превращаться в знаменитую на всю округу жемчужину архитектуры, тем более что общую гармонию в 1836-ом дополнила каменная сооруженная на месте первой деревянной церковь в западной части комплекса.

Неуемный азарт и отвернувшаяся фортуна Петра за карточным столом (как свидетельствуют некоторые краеведы) через два десятилетия подарили уютную усадьбу на Мерчике губернскому секретарю Христиану Гебенштрейту (1818 – 1885). Новый хозяин, как человек прусского склада характера к тому же не равнодушный к ботанике, преобразил дворцово-парковый комплекс, в корне изменив его архитектурную стилистику на неоготику и четкую регулярную планировку со множеством редких для этой местности представителей Флоры.

Веранда (восточное крыло) дворца в Шаровке Веранда Шаровского дворца

После смерти Христиана фамильную экономию наследует его сын Микель, который через одиннадцать лет (в июне 1894-ого) продает ее богатому сахарозаводчику Леопольду Кенигу (1821 — 1903). Потрясающие красоты его нового приобретения столь впечатлили магната что, не смотря на владение роскошным дворцом в Трастянце, столичным особняком и усадьбой в Смородине при огромных земельных наделах в сорок пять тысяч гектар, он решает сделать Шаровку своей официальной резиденцией.

Невиданный размах и скорость строительства на берегу Мерчика, так же как и привлечение к проекту одного из мастеров архитектурного планирования Якоби с гражданским инженером К. Штольцем из Сумм при наличии огромного состояния, а так же собственных кирпичных и деревообрабатывающих заводов для Леопольда не составили особого труда. Как по волшебству в Шаровке появляется центральная часть неоготического дворца с двумя восьмигранными башнями и целый усадебный комплекс из многочисленных построек.

Северный фасад западного (более старого крыла) дворца Северный фасад западного дворца

Его дело, хотя поместье официально и досталось в 1903 году младшему Людвигу, продолжили сыновья, не только достроив третий огромный двухсветный зал в пространстве за башнями в 1911-ом, но и продолжили дальнейшие развитие усадьбы как единого комплекса. Интерес к фамильной резиденции молодого поколения Кенигов во много объясняется меркантильным расчетом, включавшими близость к столице губернии, контроль над всеми харьковскими земельными наделами — поставщиками сырья и рафинадным заводом расположенным неподалеку.

Первые годы после национализации дворцового Шаровского комплекса советами в 1917-ом, как ни странно, не нанесли значительного урона уникальной для здешних мест жемчужине архитектуры, и даже пристройка в 1920 — 1924 годах двухэтажной остекленной веранды для принятия солнечных ванн туберкулезных больных с восточной стороны дворца была произведена с учетом общей стилистики комплекса.

Вторая мировая практически не оставила отметин на внешнем облике бывшей магнатской резиденции как и не изменила статуса тубдиспансера, который стал ее проклятием и ее спасением – почти девять десятилетий здание подвергалось заражению страшной бактерии, которое поставило вопрос об его использовании в качестве туристического объекта после возвращения государству в 2008-ом при сохранении в относительно неплохом состоянии самих построек комплекса.

Центральный фасад дворца в Шаровке Центральный фасад дворца

В 2010-х была начата долгожданная реставрация Шаровского дворца при поддержке благотворительного фонда «Омріяна країна», которая растянется на годы в виду общей запущенности ансамбля, чтобы по ее итогам прекрасный лик Белого лебедя (как назвал его журнал «Столица и Усадьба» еще в начале ХХ столетия) вновь засиял в водах дворцового пруда всеми гранями своей красоты.

Архитектура

Являющийся композиционным центром дворец в Шаровке, возведенный на левом южном склоне балки, включает в себя двадцать шесть комнат под плоскими перекрытиями, три зала (верхний центральный двусветный) и двухэтажную остекленную веранду. При этом, не смотря на столетний промежуток от начала до конца строительства, он хотя конструктивно и асимметричен, но визуально представляет собой единый гармоничный комплекс.

Северный фасад Шаровского дворца Северный фасад дворца в Шаровке

Исполненный в стиле эклектики (неоготика с элементами ренессанса) его двухэтажный с подвалом (полуциркульные и лучковые своды) кирпичный оштукатуренный периметр с двумя трехэтажными увенчанными зубцами башнями вытянут с востока на запад, что обусловлено особенностями ландшафта.

Основной внешний декор Белого лебедя составляют стрельчатые оконные арки, широкие угловые лопатки с фиалами-машикулями, порталы боковых входов, фриз с многослойной аркатурой, зубчатое завершение башен и дымоходов, подоконные филенки, профилированный межэтажный карниз, круглыми световыми окнами и колонный портик центрального входа.

Жемчужиной же внутренней планировки дворца служит двухсветовой (второй ряд — круглые окна северного фасада) голубой зал на втором этаже центральной части с расписным потолком в обрамлении филенок, каннелированными пилястрами коринфского ордера и хорами для оркестра. Под ним находятся два меньших зала, в отделке которых использованы панели темного дуба, лепка и роспись.

Центральный фасад западного крыла дворца Центральный фасад западного крыла

Кроме того хорошо сохранились полностью отделанные накладными резными дубовыми панелями двухъярусный кабинет Леопольда Кенига в правой башне и бильярдная — в левой. И хотя вся богатая библиотека первой была утрачена, интерьер до сих пор включает обходной балкон, массивные шкафы, столы для бильярда и даже массивные бронзовые ручки с украшениями из слоновой кости.

Практически не утратили свой уникальный шарм расположенные в каждой комнате мраморные камины и печи отделанные изразцовой плиткой, а так же сохранившиеся в отдельных комнатах мраморные ступени, лепные элементы, богатая потолочная и настенная роспись и ажурные, резные дубовые панели и накладки.

Дополнительная информация

Адрес: Украина, Харьковская обл., пгт Шаровка.

Ссылки

Как добраться

Автотранспортом по трассе М03 (Е40) (Киев — Лубны — Полтава — Харьков — Ростов-на-Дону) или Р46 (Харьков — Ахтырка) / Р45 (Сумы – Богодухов). Далее Т2106 (Старый Мерчик – Краснокутск) до поворота на Шаровку. Перед прудом повернуть направо (сам поселок находится слева), где через два километра находится парковка дворцового комплекса.

Общественным транспортом из Харькова (автовокзал №2) до Шаровки, а потом 2 км до дворца.

Виктория Шовчко

Обсудить статью в сообществе