История
Печальное изящество статуй и задумчивый взгляд маскаронов на фасаде дома по Гоголевской 11 как пророчество будущих нелегких времен для семьи его создавшей, города его породившего, родной земли, и одновременно надежда на победу созидания над разрушительным безразличием и кощунственным меркантилизмом.
А тогда, на заре ХХ столетия, когда было заложено новое коммерческое детище богатейшей семьи харьковских рантье Уткиных в самом центре слобожанской столицы, ничего еще не предвещало беды, именно поэтому Михаил Константинович ( – 1918) для воплощения в жизнь проекта доходного дома нанял одного из ведущих местных архитекторов – Бориса Николаевича Корнеенко (1871 – 1916).
Вышедшее из-под пера мастера в 1913-ом пятиэтажное здание на Мало-Сумской стало одним из лучших, органично вписаных в окружающий ландшафт его творений, которое сулило своим владельцам немалые барыши от сдачи в наем (тем более что Харьков как раз вступил в эру научно-индустриально бума).
Да только у царского тоталитарного правительства Московии как всегда было свое видение будущего пока еще подконтрольного ему государства и амбиции на европейское господствование, что уже через год погрузило страну в войну и затяжной экономический кризис, закончившийся большевицким переворотом 1917-го и утратой монархической власти.
В молодой стране под красным флагом не нашлось места старым хозяевам жизни. Сам Михаил Константинович Уткин, потомственный почетный гражданин, купец 1-й гильдии, до последнего остававшийся в родном городе в надежде на урегулирование военного хаоса, но был арестован красными, вывезен в Суммы (Крим или Житомир), где судя по всему и расстрелян в числе прочих зажиточных харьковских мещан в 1918 году.
После реквизиции всей собственности прочие члены многочисленной семьи Уткиных были изгнаны из своих родных пенатов на улицу, а их лучший особняк — доходный дом на Мало-Сумской — оккупировали печатники в 1920-х. Лишь много лет спустя Елена Михайловна (внучка брата Михаила Константиновича Григория) смогла после долгих мытарств по городам и весям выхлопотать здесь для себя крохотную каморку и увидеть как меркнет земной свет в отчем доме.
Весь советский период (исключая немецкую оккупацию во время Второй мировой войны) так и не включенный в реестр архитектурного наследия бывший доходный дом использовали под свои нужды различные административные учреждения, по своему усмотрению меняя его уникальный интерьер и облик.
Лишь после обретения Украиной независимости в 1991-ом, да и то спустя два десятилетия, в судьбе умиравшей-было харьковской жемчужины забрезжил лучик надежды, когда на ее фасаде как подтверждение высокого статуса памятника архитектуры появилась памятная табличка с именами автора и строителя-творца.
Так что проведенная в 2010-х реконструкция, вернувшая на сколько это было возможным поле столетия забытья доходному дому под №11 на харьковской улице Гоголя прежний облик, стала достойным продолжением последнего и самого роскошного коммерческого проекта М.К. Уткина. Его просторные помещения сейчас как и планировалось первоначально сдаются в аренду, служа, правда уже другим хозяевам, источником постоянных доходов под флагом бога предпринимательства Гермеса.
Архитектура
Пятиэтажное с мансардой и цоколем здание красного кирпича с характерным богато украшенным фасадом и южной круглой башней-пристройкой украшает собой северную часть красной линии застройки (цокольная пристройка выступает за ее границу) улицы Гоголя в Харькове напротив Театра русской драмы им. А.С. Пушкина, на фоне которого его выделяет изящество классических элементов рукой мастера удачно вписанных в эклектический стиль коммерческого объекта начала ХХ столетия.
Разнообразие использованных Борисом Корнеенко форм архитектурного декора: французский руст, коробовые оконные арки с замковым камне, пилястры дорического ордера с гирляндами у капители, ниши с барельефами дев (сохранилась единственная) первых двух ярусов и широкий карниз их отделяющий, гладкая плоскость стен с оконными наличниками, статуи нимф, широкий фриз, гирлянды и венки третьего и четвертого, маскароны, горельефы, дорические пилястры и люкарновое окно верхних двух, – создает свой неповторимый, запоминающийся, изысканный облик, на что, видимо, и был расчет в виду планирования использования его в коммерческих целях.
Изящества комплекса было бы не полным без портала центрального входа, главной изюминкой которого служит горельеф коленопреклоненной у вазы с розами нимфы в окружении розеток (сохранилась единственная) и гирлянд растительного орнамента, а так же башни, подчеркнутой экседрой со статуей на втором ярусе, эркерами в увитых растительным орнаментом наличниках с маскаронами там же и аркатурным, декорированным изящным акантом поясом.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Харьковская обл., г. Харьков, ул. Гоголя, 11.
Ссылки
- Записки путешественника. Харьковские прогулки
Как добраться
Автотранспортом по трассе М03 (Киев — Лубны — Полтава — Харьков) или М26 (Харьков — Запорожье — Симферополь). С Харьковской объездной по улицам Сумской — Жен Мироносиц — Пушкинская – Скрипника — Гоголя до бывшего доходного дома Михаила Уткина.
Общественным транспортом по железной дороге, маршрутными такси до Харькова. В городе ориентир станция метро «Архитектора Бекетова» / сквер Победы, на который с юга выходит ул. Гоголя с творением архитектора Корниенко.