Национальный музей во Львове

История здания

Завершение львовского Национального музея Завершение Национального музея

Культурная революция XIX столетия перевела человеческую цивилизацию на качественно новый уровень, где свобода, право выбора и возможности стали во главу угла потребностей основной массы населения, в том числе через познание национальной истории и культуры как способа самоидентификации в изменившемся мире. Одним из ее аспектов была организация историко-этнографических исследований, направленных на сохранение артефактов прошлого.

Причем в конце XIX столетия движение по сохранению украинских национальных традиций и промыслов, не смотря на сопротивление австрийских оккупационных властей, достигло того уровня, когда целые организации жертвовали на организацию национальных музеев колоссальные средства. Так одним из детищ того периода стало здание Музея художественных промыслов, для которого в 1888 году был выделен пустующий после разборки в 1802-ом львовского Низкого Замка (Шляхетская (Судебная) башня располагалась как раз перед будущим центральным входом) земельный участок на площади Каструм.

Поначалу созданный по инициативе Юлиана Захарьевича (1837 – 1898) в 1874-ем львовский городской хранитель древностей народного промысла, не имея своего собственного здания, кочевал по местным общественным зданиям: Ратуша, Здание стрелкового товарищества, что с увеличением коллекции превращалось в настоящую проблему.

Здание бывшего Промыслового музея во Львове Здание бывшего Промыслового музея

Согласие Галичской сберегательной кассы на финансирование проекта в четыреста тысяч стало настоящим спасением – на будущий год был объявлен конкурс проектов, который выиграл профессор Политехнической школы Густав Бизанц (1848 – 1925). Однако к реализации был принят переработанный Юзефом Каэтаном Яновским (1832 – 1914) вариант скульптора Леонарда Маркони (1835 – 1899), взявший третью премию.

Главным концессионером являлся член конкурсной комиссии Яновский, в проекте так же принимал участие его помощник Эугениуш Весоловский, а непосредственное руководство работами осуществлял Эдмунд Жихович (1870 – 1924). Работы по возведению монументального здания с декором по эскизам Маркони продолжались шесть лет, чтобы в 1902-ем городской музей распахнул свои двери перед благодарными зрителями.

Через пять лет после открытия часть площадей львовского хранителя древностей, которому было присвоено имя австрийского императора Франца Иосифа I (1830 – 1916) была отдана под Городскую галерею, созданную на основании коллекции Болеслава Ожеховича (1847 – 1927), которая квартировала здесь до начала Первой мировой войны.

При Польской республике в период интербеллума музей носил название Городского художественного промысла, пока красные советы по итогам Второй мировой не аннексировали Украину, разместив в его стенах в 1952-ом филиал московского центрального музея имени Ленина, для чего была уничтожена большая часть уникального декора фасада (королевские гербы Львова, статуи “Живопись” и “Скульптура” П. Вийтовича, надоконные горельефы Г. Кузневича). Остатки же прежней экспозиции годом ранее были переданы новосозданному Музею этнографии и художественного промысла.

Герб Львова образца 1990 года (центральный фасад Национального музея) Герб Львова образца 1990 года

С падением коммунистического режима на украинской земле в 1990-ом здание по пр. Свободы 20 во Львове передали Национальному музею, который был основан в 1905-ом как частная инициатива митрополита Андрея Шептицкого (1865 – 1944). Тогда же с фасадов была убрана советская символика, место которой заняли городские гербы нового образца.

История музея

Главной целью частной фундации Церковного музея с личным взносом в десять тысяч экспонатов в феврале 1905-ого А. Шептицким было развитие украинской культуры через демонстрацию богатого наследия народа в контексте верований и учений церкви, отраженных в ее сакральных артефактах. Главным его хранителем стал известный историк Иларион Свенцицкий (1876 – 1956).

Спустя четыре года после создания он был переименован в Национальный музей митрополита Андрея, графа на Шептича Шептицкого, а в 1911-ом стараниями Свенцицкого в качестве директора для размещения коллекции было приобретено здание по Мохнацкого 42 (дворец Дуниковских).

Портал центрального входа Национального (бывший Промысловый) музея во Львове Портал центрального входа Национального музея во Львове

13 января 1913 года хранитель древностей согласно Акта передачи официально стал достоянием украинского народа, в подтверждение чего его двери в тот же день были широко открыты для всех желающих. Это ознаменовало новый этап его развития и значительного прироста коллекции, которая за два десятилетия увеличилась в восемь раз.

После советской оккупации 1939-ого львовский национальный стал последней надеждой для экспонатов ликвидированных новой властью собраний Ставропигии, Просвиты, Народного дома, религиозных организаций. Именно в виду разноплановости новой коллекции в 1944-ом его переименовали в Музей украинского искусства (сначала государственный, потом городской). При этом было уничтожено и вывезено в спецфонды шесть с половиной тысяч неугодных атеистической идеологии произведений искусства.

В год обретения Украиной независимости храму артефактов, главным зданием которого за год до того стал бывший Промышленный музей по проспекту Свободы 20, было возвращено историческое название. Он и сейчас является главным хранителем артефактов украинской Галичины, за небольшую плату раскрывая их секреты всем желающим.

Экспозиция

Не смотря на все модернизации советского периода основными направлением экспозиции львовского Национального музея является сакральное искусство XIV-XVIII столетий, положенное в основу А. Шептицким, хотя сейчас она достигла размеров в сто тысяч экспонатов, включающих литературные, художественные, печатные артефакты из числа старопечатания, декоративной резьбы, скульптуры, шитья, художественных полотен.

Архитектура

Национальный музей во Львове Львовский национальный музей

Отличительной чертой кирпичного оштукатуренного прямоугольного (60м х 35м) в плане здания Национального музея является небольшой внутренний двор и ризалиты внешних фасадов декорированные пилястрами коринфского ордера.

Из прочего декора стоит отметить высокие арочные окна в обрамлении руста (второй ярус), с архивольтами на импостах и замковым камнем во главе (верхний), межъярусные карнизы оформленные триглифами и бегущей волной, широкий фриз, лобовой карниз большого выноса на кронштейнах и парапет с изящной балюстрадой. Доминантой здания служит центральный фасад с его порталом центрального входа под треугольным сандриком на полуколоннах, лепной декор оконного оформления, двумя ризалитами на колоннах коринфского ордера стилизованными под башни с купольным завершением и сомкнутое завершение центральной части с изящным картушем и смотровой площадкой на вершине.

Внутреннее пространство строения организовано вокруг двухуровневого зала, окруженного балконными галереями. Причем первые два этажа были разбиты на залы, а верхний – имел деление на комнаты для служебного и жилого пользования.

Дополнительная информация

Адрес: Украина, Львовская обл., г. Львов, пр. Свободи, 20.

Как добраться

Автотранспортом по трассам М06 (Е471) (Киев – Житомир — Новоград-Волынский – Львов – Стрий), М09 (Е372) (Рава-Русская – Жолква – Львов), М12 (Тернополь – Львов), М11 (Пшемышль – Городок – Львов), М10 (Радымно – Яворов – Новояворовское – Львов) до окружной. Далее по городу следовать: ул. Стрыйская — ул. Шота Руставели — ул. Зеленая — ул. Студенческая — ул. Левицкого — пл. Соборная — ул. Галицкая (все время по главной) до пр. Свободы, в северной части которого расположено здание бывшего Промышленного музея.

Общественным транспортом до Львова, а затем в центр старого города до проспекта Свободы (остановка “Театр оперы и балета”), рядом с которым расположен Национальный музей.

Виктория Шовчко

Обсудить статью в сообществе