История
В трагическом событии крушения царского поезда 17 октября 1898 года на участке Курск – Харьков – Азов, когда смерть унесла в своих объятиях двадцать одну жизнь, а никто из членов семьи Романовых не пострадал, некоторые усматривают предостерегающий перст судьбы российской монархии, которой оставалось править всего полтора десятилетия и закончить свою жизнь от руки восставшего люмпена.
Но в тот момент большинство подданных империи двуглавого орла с легкой руки православного духовенства усмотрели в этом событии добрый знак и заступничество небес, приписав чудо иконе Спаса Нерукотворного находившейся в поезде. И конечно же эффект священного чуда (неповрежденная икона из столового вагона была канонизирована православной церковью) не обошел такого ярого приверженца престола и веры, как главный городской думы Павлограда, купца Якова Федоровича Голубицкого (1815 – 1897).
На склоне лет мудрая старость задумывается о следе, который она оставляет на этой земле после себя, не был исключением и Голубицкий (тем более, что собственных детей у него не было) – тот счастливый случай с царской семьей стал для него поводом к инициированию строительства в городе второго собора в четырехстах метрах от единственного, давно не вмещающего всех желающих услышать слово божье городского Вознесенского.
Причем участок для строительства был куплен Яковом Федоровичем проблемный с озером, для превращения которого в твердую землю понадобилось немало сил и средств. Работы по сооружению новой городской святыни начались в 1888-ом и окончания их основатель и главный фундатор не увидел, скончавшись 11 сентября 1897 года. Его тело было похоронено у алтарной стены.
Финансовым и духовным наследником мецената стал его племянник Дементий Пантелеевич Конжуков (1862 – 1911), которому принадлежит честь быть достойным завершителем дела всей жизни своего дяди – для освящения храма из столицы был приглашен сам протоиерей Иоанн Кронштадский (1829 – 1908), почитаемый при жизни как святой, а главная икона, точная копия того самого Спаса Нерукотворного, была прислана вдовствующей императрицей Марией Федоровной (1847 – 1928). Освящение состоялось 15 октября 1898 года.
Причем Спасский храм стал для Павлограда не только православным духовным центром, но и светочем просвещения, когда при нем была открыта библиотека (начало ХХ века), а так же отданы на его попечение курсы грамоты, Городищецкая и Александровская церковно-приходская школы (1904).
Религиозные гонения новой власти от воинствующего атеизма фактически предрекли святыне великое будущее, когда красные разрушили в 1936-ом главный городской собор, так что он остался единственным главным для пяти близлежащих районов.
Однако прежде чем стать по-настоящему свободным, собору Спаса Нерукотворного предстояло еще пройти сквозь испытания Второй мировой войны, когда его незначительно повредило при авианалете 1943-его, во время которого погиб его настоятель, отец Симон, а в 1960-х закрыли с переоборудованием под спортивный зал новопристроенной спортивной школы в «лучших» коммунистических традициях.
В числе храмов всех конфессий, которым посчастливилось пережить советский период, главная павлоградская святыня была возвращена церкви вместе с обретением Украиной независимости в 1991 году (три престола освящены в честь Нерукотворного образа Спасителя, Благовещения Пресвятой Богородицы, святого Николая). Сейчас он является второй кафедрой митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея, а так же частью городского туристического маршрута как свидетель столетнего периода истории Павлограда и края.
Архитектура
Псевдорусская эклектика, столь модная на рубеже XIX и XX столетий, стала основополагающим звеном в оформлении кирпичного, изначально крестовокупольного, однонефного храма с граненной апсидой на востоке, меньшими по высоте боковыми ризницами и колокольней над притвором. К его его северному фасаду была сделана более поздняя пристройка.
Обильно украшенный выполненными методом фигурной кладки под штукатуркой декоративными элементами довольно массивный объем Спасского собора визуально легок и невесом, ведь решительно все в его облике от каннелированных пилястр храма и рустованных – колокольни до аркатурного фриза, от кокошников на сандриках до зубчатых карнизов, от ширинок до спаренных полуколон, от бровок до изящного оконного обрамления, от куполов до киота апсиды направлено для создание такого эффекта.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Днепропетровская обл., г. Павлоград, пер. Музейный, 1.
Как добраться
Автотранспортом по трассе М04 (Е50) (Ужгород – Тернополь – Хмельницкий – Винница – Кировоград – Днепр – Донецк) или Р51 (Мерефа — Лозовая — Павлоград). В городе по улицам Успенской – Соборной до Спасской святыни.
Общественным транспортом до Павлограда, а затем в центр города до Соборной площади в одном квартале на запад от которой расположен Спасский храм.