История здания
Насущный вопрос трудоустройства инвалидов, бесчисленное множество которых породили российские имперские амбиции участия в Первой мировой войне, в Мариуполе нашел свое решение строительством Екатеринославского губернского земского учебно-ремесленного дома-приюта воинов-инвалидом. Его торжественное открытие состоялось 28 ноября 1916 года почти в центре тогдашнего города. Его первый этаж использовался для административных нужд и проживания директор заведения, второй – под учебные классы, на третьем располагались жилые комнаты учеников, а подвалы использовались под мастерские.
Революционная деятельность начала 1917 года затруднила финансирование социальных объектов и служб, так что деятельность Дома инвалидов постепенно начала угасать, а большевицкий переворот и вовсе поставил на его деятельности крест.
Хотя до полной оккупации Восточной Украины красными (1917 – 1920) в этих стенах действовала канцелярия Мариупольского совета увечных воинов. Остальные же помещения занимали различные учреждения, в том числе Украинское товарищество и подотдел народного образования уездного земства, при внешкольном отделе которого началось создание будущего краеведческого музея.
После установления советской власти в 1920-ом здание полностью было отдано под нужды хранителя приазовских древностей с тридцатью экспозиционными залами, архивом, рабочими кабинетами, библиотекой. Чтобы соответствовать духу советского времени в 1927 и 1940 годах были проведены реконструкции здания, в ходе которых открылась кирпичная кладка, исчезли балконы над центральными входами и открытая галерея со двора, были заменены на железобетонные деревянные межэтажные перекрытия, печное заменило центральное отопление.
Непострадавший в годы Второй мировой Дом инвалидов в Мариуполе, которому даже не понадобился ремонт, очень скоро вновь распахнул свои двери перед желающими приобщится к истории и культуре родного края. Очередная реставрация настигла его в 1978-ом, когда был заложена центральная арка проезда, а фасады покрыты модной в то время штукатуркой «под шубу». Свой нынешний, более аутентичный вид здание приобрело в середине 2010-х после очередной реконструкции.
История экспозиции
Южный край Украинского кристаллического щита с его мягким климатом, бескрайней степью и богатым рыбой Азовским морем был обитаем с момента появления на Земле человека, а до того прошли многие миллионы лет формирования Приазовского кристаллического массива (архейская эра), появления граносиенитовых комплексов Каменных могил, Южнокальчикского и Кальмиусского щелочных массивов, отступление и наступление моря (с палеозоя до конца кайнозоя) и наконец формирование слабоволнистой равнины прорезанной балками, оврагами, долинами рек Северного Приазовья с умеренным континентальным климатом, богатым растительным и животным миром.
Им на смену пришел палеолит, которому каменными и костяными орудиями охоты противостоял обитатель приледниковой тундры восемнадцать тысяч лет назад (Амвросиевская стоянка), и роскошь украшений, символы власти, орудия труда с искусными изображениями животных и растений появившихся в устье Кальмиуса семь тысяч лет назад (Мариупольский неолитический могильник).
Поселенцы-скотоводы в эпоху энеолита (IV тысячелетие до н.э.) использовали бескрайнюю степь для оттачивания своего мастерства в строительстве курганов-могильников, в которых яркие изделия первых прамариупольских металлургов рассказывают об уровне их мастерства скипетром-пальштабом в виде головы лошади (свидетельство изобретения упряжи и кочевого скотоводства), медными бусинами и браслетами.
Эпоха бронзы принесла с собой ускорение миграции народов и племен, которые соединялись и разъединялись, формируя будущие этносы (II тысячелетие до н.э.). Именно к тому периоду относятся погребальные «степные пирамиды» индоязычных племен, одна из которых под именем «Дед» чудом до сих пор существует на улице Пилипа Орлика Мариуполя. Им же, как считают специалисты, принадлежит право называться первооткрывателями колесного транспорта индоевропейцев.
С расширением торговых горизонтов Северное Причерноморье оказалось на пересечении экспортных путей кавказского металлургического рудно-производственного центра (топоры, наконечники копий и стрел).
Скифское царство VI – III веков до н.э. оставило по себе след богатыми ювелирными изделиями тонкой работы, большая часть которых была разграблена до наступления эпохи археологов, не считая каменных идолов (самый ценный из сохранившийся – вождь в полном вооружении: боевой топор, мечь-акинак, колчан и лук). В мариупольском кургане была найдена застежка для колчан в виде головы лося как образец особого «звериного» стиля их декоративно-прикладного искусства. Активная же торговля с античным Крымом принесла на мариупольское побережье амфоры, керамические бальзамарии и светильники.
В пестрых, расшитых бисером костюмах сарматы сменили на боевом посту азовского побережья скифов во II в. до н.э. – IV в. н.э. Их могильники с множествами предметами одежды и быта, бронзовыми воинскими атрибутами и мраморными погребальным сосудами культа дополнили яркую картину жизни устья Кальмиуса (самый хорошо сохранившийся клад у Приволья содержал кроме прочего чудесный воинский шлем).
Великое переселение народов привело в более комфортные условия Приазовья массу переселенцев из Северной Европы и Азии (III – VII века) – авары, готы, гунны, древние болгары, хазары…, породив на свет культурный симбиоз новых традиций, в память о чем время сохранило захоронения женщины с горшком, украшениями и монетами багдадской чеканки 156 года хиджры (Мариуполь) и ребенка с амулетом (Белосарайская коса).
В Раннем Средневековье степь стала отчим домом для бесчисленных воинствующих орд кочевников от печенегов и торков до половцев и татар. Символы их мужского божества Тангри-хана и женского – Умай вплоть до российской оккупации северного побережья Азова конца XVIII столетия стерегли украинскую землю с вершин курганов, а их могилы полны воинственных артефактов: стрелы, сабли, колчаны, конские удила и стремена.
Их на посту сменили воины Киевской Руси, господствовавшие в Диком Поле до татаро-монгольского нашествия 1240-ого, которое фактически после разграбления и сломления воли местного населения к сопротивлению включила эти территории на два столетия в состав Золотой Орды (в подтверждение найдены украшения, зеркала, посуда, монеты местного производства и импортного с Востока).
А уже в XVI столетии вольные украинцы возвращаются в Северное Приазовье, используя Кальмиус, как резервный подход к Сечи. Благодаря им в богатом рыбой и зверем устье реки появляется первая крепость Домаха, а по ее берегам располагаются казацкие зимники. Позднее в официальном ранге эта территория была закреплена за Кальмиусской паланкой запорожцев (раскопки крепости, землянки запорожцев на территории завода Азовсталь, абордажные топоры, рыболовные грузила, якоря, подковы, замки, дверные петли, кремневые кресало, глиняные люльки).
После аннексии Московией восточно-украинских земель и разгрома Сечи паланку переименовали в уездный город Павловск (через год – Мариуполь). В 1780 году местных казаков отправили в город Павлоград (позднее село Павловка), а их дома заселили греческими переселенцами из Крыма по распоряжению российской императрицы Екатерины II (1729 – 1796) для занятий сельским хозяйством, торговлей и рыбным промыслом.
На протяжении первой половины XIX столетия город фактически был в подчинении греческой общины (в думу избирались только греки и суд был тоже только греческий), а главными кормильцами были порт да мелкие кустарные производства (кожевенные, салотопенные, кирпичные, черепичные, известковые заводы, макаронная фабрика, кузнечные и бондарные мастерские, ветряные и водяные мельницы). При этом город был одним из крупнейших торговых центров Азова, куда на ярмарки прибывало до пятидесяти тысяч чумацких возов с солью, дегтем, медом, пенькой, рогожами… и увозившим назад рыбу, шерсть, зерно…
Потом была развязанная Московией Крымская война по очередному присоединению полуострова, для Мариуполя закончившаяся обстрелом города 24 мая 1855 года, высадкой англо-французского десанта и спаленными зданиями припортовой территории (в экспозиции пушка, ядра, картечь, кремневые ружья).
Такое положение дел сохранялось до 1882-го, когда был запущен участок «Еленовка – Мариуполь» Константиновской железной дороги, который значительно расширил промышленные горизонты города-порта для купцов, фактически сосредоточивших в своих руках весь экспорт хлебом юга империи – в городе открываются консульства Бельгии, Италии, Австро-Венгрии, Франции, Германии, Греции, Великобритании. Его грузооборот составил в 1890 году 6,8 миллионов пудов, заняв второе место после Одессы.
На рубеже XIX – XX столетий город в устье Кальмиуса переживает стремительный рост, после открытия двух первых металлургических предприятий («Никополь» и «Русский Провиданс»), что позволят думе не только открыть ряд учебных заведений разного уровня, но и начать осовременивание его инфраструктуры (первым стали замощение улиц, газовое освещение и водопровод).
Все радужные перспективы на будущее своей кровавой рукой перечеркнул оголтелый люмпен, захвативший власть в Восточной Украине по итогам большевицкого переворота 1917-ого. Лишь десятилетия спустя город-порт постепенно начал восстанавливать свои позиции – строительство Азовстали, открытие школ, основание музея.
А в 1941-ом советы второй раз утопили Мариуполь в крови с началом немецкого наступления в развязанной ими войне по пакту Риббентропа-Молотова – 701 день оккупации, пятьдесят тысяч убитых, семьдесят тысяч угнанных на работу в Германию, разрушенная инфраструктура, спаленный центр. После освобождения 10 сентября 1943 года его в виду экономической важности восстанавливали ударными темпами.
После хаоса развала союза и трудных первых десятилетия украинской независимости Мариуполь постепенно стал отвоевывать свои утраченные торгово-экономические позиции, но Российская федерация в 2014-ом вновь нарушила сложившееся равновесие, развязав войну против Украины. 24 января 2015 года Восточный микрорайон города был обстрелян российскими войсками. И сегодня история Северного Приазовья продолжает свой извилистый путь, пополняя коллекцию Мариупольского краеведческого музея новыми экспонатами.
История музея
Официальный старт жизненного пути экспозиция истории мариупольского края получила из рук мариупольца Ивана Пантелеймоновича Коваленко (1887 – 1849) (его дом расположен выше по улице Георгиевской), который еще до переворота 1917-ого после возвращения с учебы начал собирать первые раритеты для будущей коллекции. Именно его упорству обязан был своим существованием прародитель будущего музея – Мариупольское общество изучения местного края.
Хотя официальной датой основания музея (кстати сказать первого государственного в области) считается 6 февраля 1920 года. При этом организация фактически стала уникальной в своем роде – помимо богатой коллекции в семнадцать тысяч экспонатов в тридцати залах, при ней существовала специальная штормовая мачта для предупреждения моряков, ежегодно в выставочных залах бывало до четырнадцати тысяч посетителей.
При этом в конце 1920-х начинается планомерное наступление на хранителя приазовских артефактов и его основателя – сокращается финансирование на треть, проверка летучими бригадами, клеветнические статьи в прессе… и при этом за огромный вклад в дело изучения истории юга Донбасского края в 1936-ом Мариупольскому краеведческому присвоен статус областного.
После немецкой оккупации Второй мировой музейная экспозиция значительно поредела, так что в 1950-ом ее официальный ранг понизили до городской. Хотя в послевоенный советский период экспозиция постепенно восполнила утраченное – к 1980-ому в ее фондах насчиталось около пятидесяти тысяч экспонатов (включая предметы живописи и книги).
Развитие музея продолжается и после обретения Украиной независимости, так что, не смотря на выделения в самостоятельные единицы Музея народного быта (1989), Музей греков Приазовья (1992) и Мариупольского художественного музея им. Куинджи в 2000-х, количество его экспонатов составляет максимальное число с момента основания.
Архитектура
Здание бывшего мариупольского Дома инвалидов представляет собой прямоугольный (35м х 15м) трехэтажный периметр из красного кирпича с двумя боковыми крыльями (15м х 10м) более поздней постройки из силикатного кирпича со стороны двора с оштукатуренным центральным симметричным фасадом в стиле эклектики. Расположено оно в старой части города на улице музеев.
Его центральный фасад решен в характерной для начала ХХ века манере: центральный и угловые ризалиты, барочные сплывы угловых парапетов, угловые лопатки с перехватом на уровне третьего этажа, гирпертрофированные бровки-наличники второго яруса, зубчатое решение подоконного пространства, ширинки фриза, скругленные углы окон центрального ризалита, архивольт со слуховыми окнами центральной части в обрамлении филенок (хоть в ходе многочисленных перестроек он и лишился центрального арочного проезда, открытой террасы-балюстрады со стороны двора и балконов над входами).
Экспозиция
Сейчас экспозиция Мариупольского краеведческого музея составляет более пятидесяти трех тысяч экспонатов (из них семнадцать тысяч книг), сформированных в четыре масштабных отдела: Природа, История досоветского периода, Советская история и Современность. Основная коллекция выставлена в семи залах здания в самом сердце старого города рядом с руинами синагоги.
Перед входом здания установлены половецкие каменные изваяния, датируемые XII – XIII веками (привезены в 1937-ом из Богоявленки, Малого Янисоля, Ялты), две гладкоствольные пушки четырехфунтового калибра первой половины XIX столетия (поступили в 1942-ом с Городского сада), якоря с затонувшей в гавани Шмидта в 1932 году баржи «Орел».
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Донецкая обл., г. Мариуполь, ул. Георгиевская, 20.
Как добраться
Автотранспортом по трассе М14 (Одесса – Мелитополь – Мариуполь – Новоазовск) или Н20 (Славянск – Донецк – Мариуполь), которые проходят через центр города. По городу: пр. Мира – кольцо Драмтеатра – ул. Греческая – ул. Георгиевская (левый поворот). Мариупольский краеведческий музей находится в начале улицы.
Общественным транспортом до Мариуполя, а затем – в центр города (остановка “Драмтеатр”). Далее один квартал на юг по Греческой до пересечения с Георгиевской, в начале которой расположен бывший Дом инвалидов.