История
Это сейчас мы относимся к живительной влаге, которая без каких-либо усилий поступает в каждый дом, без благоговейного трепета, а тогда ( в начале ХХ века) это считалось сродни чуду. Ведь вода в домах мариупольцев появлялась лишь благодаря водовозам, которые занимались доставкой воды к домам жителей за умеренную плату, не говоря уже о всех трудностях получения таким способом жизненно необходимой составляющей обывательского существования.
Вот почему реализация проекта сооружения городского водоканала стала одной одной из приоритетных направлений, но в месте с тем и главной «головной болью» городских властей Мариуполя — хотя в планах сооружение водопровода было уже не один год, детальный план Виктора Александрович Нильсена (1871 – 1941) был утвержден с одобрения самого премьер-министра Российской империи Петра Аркадьевича Столыпина (1862 — 1911) лишь в 1908 году.
Сооружавшаяся в течении двух лет городская водопроводная сеть в итоговом варианте, запущенном 3 июля 1910 года, представляла собой разветвленный водопровод протяженностью двадцать один с половиной километр с водозаборными колонками, возле которых в будках смотрители собирали плату за отпущенный объем живительной влаги, куда вода подавалась с помощью водонапорной башни. Согласно реализованного проекта часть линии была непосредственно заведена в дома привилегированной элиты Мариуполя.
В таком виде городской водоканал по обслуживанию большей части жителей (две трети от общего числа) просуществовал вплоть до 1932 года, когда в городе устья Кальмиуса было начато строительство новой централизованной системы городского водоснабжения. Оставшись не у дел Мариупольская водонапорная башня примерила на себя роль пожарной каланчи, ведь она еще продолжала оставаться одной из самых высоких точек городской архитектуры.
И хотя военные действия Второй мировой (1939 — 1945) не нанесли значительного ущерба облику башне-каланче, но после того как последний пожарник покинул ее стены (переезд в другое помещение), она еще долго находилась в запустении.
Период забвения завершился в 1983 году, когда мариупольская бывшая водонапорная башня была внесена в реестр памятников архитектуры местного значения и отдана дань, причитающаяся этому статусу, – спустя шесть лет после разработки плана реконструкции, были начаты восстановительные работы, включавшие помимо восстановления здания, нанесение защитного слоя на его архитектурные детали.
Какие причуды судьбы привели в стены водонапорной башни Мариуполя представителей финансовой элиты остается загадкой, однако с 1996 года в стенах когда-то главной составляющей водной артерии города действовал «Приватбанк», пока в 2016-ом город не упомянул о своей самой зрелищной памятке , начав капитальную реконструкцию с целью превращения в сердце культурно-исторической ячейки «Башня». Сейчас памятник архитектуры – самый посещаемый местный туристический объект, з верхней смотровой площадки которого открывается удивительная панорамы города Марии.
Архитектура
Прекрасная в своем сочетании стилей (готика, ренессанс, барокко) восьмигранная в периметре четырехъярусная мариупольская водонапорная башня венчает одну из самых высших точек городского центра. Каждая из граней ее тридцати трех метрового красно-белого кирпичного объема завершается скатом крыши у подножья круговой застекленной смотровой площадки под восьмискатной же крышей.
Межъярусное горизонтальное деление граней башни выполнено различными видами белокирпичной карнизной кладки по периметру. Вертикальное деление граней выполнено лишь на уровне второго-третьего этажей с помощью выступающего объема со стрельчатым завершением.
Из внешнего декора водонапорной башни Мариуполя стоит так же подчеркнуть полукруглое оформление проемов сдвоенных окон четвертого яруса, нависающие над стенами элементы перехода карниза над верхним ярусом в плоскость скатов крыши и рельеф парапета смотровой площадки на ее вершине.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Донецкая обл., г. Мариуполь, ул. Нильсена, 34.
Ссылки
- Исторические факты. Цена комфорта
Как добраться
Автотранспортом по трассе М 14 (Одесса – Мелитополь ― Мариуполь ― Новоазовск) или любой дорогой до Донецка, а затем по трассе Р 19 на юг по направлению к центру Мариуполя (ориентир – площадь Театральная), от которой по улице Соборной до Водонапорной башни (ул. Савчука улица пешеходная в этой части).
Общественным транспортом до Мариуполя, а затем в центр города (ориентир Театральная площадь), от которой по ул. Соборной или пр. Миру один квартал до пешеходной часть улицы Савчука, упирающаяся в здание Водонапорной башни.