Как говорят «кровь – не водица», ты можешь уехать на противоположную сторону земного шара, но закаленная веками сопротивления пришлым захватчикам украинская душа всегда будет с тобой в бою на стороне света и добра. Это настоящий дар небес, и пожизненное проклятие, с которым можно только смириться и принять, а противодействовать не получится, или ты – не украинец.
Мирон Дидурик родился на Подгаеччине, в тихом украинском селе Мужилов, которое в то время (1932 год) находилось в числе других под властью Польской республики согласно условиям Парижского мирного договора. Вторая мировая война и советская оккупация Восточной Украины заставили родителей парня искать выход – так он двадцатилетним оказался в далекой Вирджиния (позже семья переехала в Джерси).
Средняя школа, колледж Святого Петра, Сироманський курень Пласта и кадетский обучение со званием второго лейтенанта армии США на выпуске. Именно это станет первым шагом на пути к превращению обычного украинского парня в легенду седьмого кавалерийского полка, а впоследствии и всей американской армии.
А пока будет добровольное вступление в ряды военных в двадцать один, служба в Европе и… Вьетнам. Кто бы мог подумать, что выслана на помощь окруженным, прижатым к земле сверх интенсивным вражеским огнем так, что они не могли поднять головы и выкопать себе укрытия, американским военным рота «Браво» капитана Дидурика за трое суток кардинально изменит ситуацию, спася немало жизней в той кровавой мясорубке, где погибло около трех сотен американских военных против тысячи солдат Вьетнамской народной армии и вьетконговцев.
Украинец стал героям той битвы в долине Я-Дранг, с 14 по 18 ноября 1965 года, частично приняв на себя командование обороной под градом пуль противника и забезпечив отход остатков групп воздушной кавалерии. За этот подвиг и особое мужество, которые признали все участники тех страшных событий, Дидурик получил звание майора и прозвище «Mad Cossack» (Бешеный казак). В целом американская сторона признала эту разведку боем крайне удачной операцией, которая подтвердила высокую эффективность аэромобильной войны.
Он так и погиб, как настоящий воин, в бою с красной чумой, пусть и не на своей родной украинской земле, вернувшись во Вьетнам пять лет после того памятного боя (его вертолет на боевом вылете при приземлении для проверки заброшенной огневой точки был расстрелян вьетнамцами). В последний путь Мирона Дидурика провожали со всеми надлежащими почестями на военной базе Форт Беннинг.
Влюбленный в военное дело, воин света телом и духом… его история стала также украинской легендой после выхода в свет книги Гарольда Мура «Мы были солдатами … и юнцами», на основании которой в 2002-ом на широких экранах появилась одноименная историческая драма с Мелом Гибсоном в главной роли – первый фильм об американских солдатах-героях, а не предателях.