Соратник Боливара. Михаил Скибицкий

Мятежный дух Творца свободолюбивый и непреодолимый. Он живет в единицах тех, кто двигает этот мир вперед трудным путем непонятного для большинства прогресса ради высшей цели. Их поступки – пример преданности правому делу, их наследство опережает свое время, слава их живет в веках. Одним из ярких звезд этой ограниченной плеяды избранных Небесами был и Михаил Карлович – наследник знатного рода Скибицких герба «Роля», потомков славных волынских русичей.

Его биографии хватит на десть жизней, но началась и закончилась она в Украине – Михаил был сыном Карла Скибицкого, от которого в наследство ему достались украинская душа и Веселый Кут под Киевом. Благородное корни, достаток и высшее образование (военный инженер 3-го класса) должны были обеспечить молодому человеку безбедную достойную жизнь, но рожденный под московской оккупацией он так и не стал одним из привилегированных ее жителей, а к тридцатилетию вообще стал ярым ненавистником империи и поборником свобод (видимо кровь предков далась о себе знать).

Однако здравый смысл подсказывал всю бесперспективность борьбы с московскими оккупантами на родине в тот исторический момент, поэтому выход своему праведному гневу Михаил решил искать за рубежом. Его путь Швеция – Англия – Венесуэла привел его в 1824-м в армию Симона Боливара, где под новым именем Мигеля «Роля» в звании штабного поручика он принимал участие в разработке удачного флангового маневра битвы на плато Аякучо 9 декабря того же года. Ту решающую битву, в ходе которой Перу получило свою свободу, а ход войны за независимость испанских колоний Южной Америки было переломлен в пользу восставших, его армия выиграла (сам Михаил получил ранение).

Достойно способности украинского военного инженера отметил сам Первый президент Великой Колумбии полтора года спустя личным вручением почетной награды «Бюст де Либертадор» (Бюст Освободителя), назначением на роль одного из своих доверенных лиц и чередой военных званий, в которых он за четыре года (на момент смерти Боливара) дослужился до подполковника инженерных войск.

После отставки 29 августа 1831 Михаил Карлович устраивается инженером в Главное управление военно-морским флотом в венесуэльском Маракайбо. Авторитет украинца сыграл свою роль – его приглашает в качестве личного советника президент Венисуелы Хосе Антонио Паэса Эррера, который не только доверяет ему написать собственную биографию, но и провести расчеты грандиозного проекта строительства связующего канала между Тихим океаном и Атлантикой. Там, на берегу озера, Скибицкий устроил собственную виллу «Украина», которая стала в то время времени одним из центров местной светской жизни (сейчас одноименный отель).

Оба порученных президентом Эррерой дела Мигель «Роля» очень быстро с блеском довел до конца, и как раз с вопросом печати упорядоченных мемуаров оказывается в конце 1931-го в Париже. Эмигрантская среда и антимосковское восстание в Украине, в котором он так и не успел принять участие, всколыхнули тоску по родине подкрепленную необходимостью разрешения наследственных дел.

Его сестра, Францишка Петриковская, 9 июня 1934 года пишет прошение на имя киевского, подольского и волынского генерал-губернатора А.Д. Гурьева о снятии ограничений с поселка Веселый Кут с приселком (давний долг). Михаил Карлович в 1835-ом приезжает в оккупированный на то время австрийцами Львов, оттуда подает запрос на получение паспорта для возвращения на родину.

30 ноября того же года Скрибицький после пересечения таможенной границы Московской империи на пункте «Радзивилов» после обыска по приказу Гурьева наконец ступает на родную землю, ему впоследствии даже вернули часть изъятых при обыске документов. Однако дело на этом не закончилась – царская охранка с А.Ф. Бенкендорфом во главе крепко взялась за бывшего южно-американского военно-политического деятеля: допросы, приказ о ссылке в Вятку, которое было отменено уже 28 февраля следующего 1836-ого, полицейский надзор…

Долгие годы фактически заключенный в своем Веселом Куте (даже для выезда по наследственным делам в Починок Староконстантиновского уезда Волынской губернии потребовалось личное разрешение генерал-губернатора), но не покоренный он разрабатывал план побега. Однако паспорт на другое имя его не спас – Мигеля «Роля» задержали при попытке пересечь границу Российской империи и посадили в летичевскую тюрьму, где он и умер на пятьдесят четвёртой году жизни.

20-03-2021 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Комментирование этой статьи закрыто.