История
Красавица-Полтава в начале прогрессивного XIX века, следуя европейской моде начала постепенно принаряжаться в изысканно-классические одеяния руками владельцев своих усадеб, которые в соперничестве за лавры победителя в не объявленном конкурсе на звание самого изысканного творения заказывали архитекторам самые взыскательные проекты, ведь их дом был не только визитной карточкой, но и статусной витриной семьи.
Одно месторасположение рядом с изяществом Спасской церкви в уюте старинного городского центра возводило владельцев усадьбы рядом в ранг полтавской элиты. Хотя доподлинно и неизвестно первым ли известным хозяевам земельного участка слева от храма из семьи Параскевичей принадлежит право называться создателями знаменитого здания на углу современных Спасской и Соборной.
Из-за отсутствия подробных документов по городской архитектуре и благоустройству классическое одноэтажное сооружение с большим медальоном во главе окутано большим количеством легенд и домыслов, чем исторических фактов, рожденными скорее визуальным ассоциативным рядом связанным с изображением ножниц в розетках, из которого одни делают вывод о портняжной специализации хозяина, прочие же — ищут смысл в принадлежности его к какой-то тайной ложе на подобие масонской (не зря ножницы упоминаются в храме Соломона).
За той же завесой тайны остаются основания, на которых в 1837-ом усадьба «портного» оказывается в собственности одного из представителей выдающейся полтавской семьи Беляевых, который тоже претендует на авторство одного из старейших полтавских архитектурных памятников, ведь в современных полтавских документах дата сооружения датируется очень условно серединой XIX столетия. Причем именно во владении семьи Беляевых усадьба находилась довольно длительное время (около полувека).
Потом будут смена владельцев, и Первая мировая 1914—1918 годов, в которую втянет оккупированную Украину романовская Московия. Война похоронит под своими развалинами царский дом, а вместе с ним все старый мироуклад, приведя к власти вооруженный бешеный московский люмпен, который после присвоения всей частной и государственной собственности прежних времен провозгласит диктатуру пролетариата на украинских землях.
У полтавского дома с медальоном в период интербеллума появится новый именитый владелец, которым станет известный полтавский художник, преподаватель местного Института сельскохозяйственного строительства и Областного дома народного творчества, Соломон Розенбаум (1885 – 1941). Именно здесь, в собственном дворе трагической осенью 1941 года известный живописец, творческое наследие которого красные советы бросили на произвол судьбы, а без него он не смог эвакуироваться, нашел свою смерть от рук немецких оккупантов.
Смена времен, новые хозяева… и вновь значимое имя среди них – на некоторое время в этих стенах по современной Соборности 12 поселяется преподаватель физического воспитания Полтавского национального технического университета и председатель областной федерации тяжелой атлетики, Альберт Штахман.
С восстановлением украинской Независимости в 1991-ом и присвоением дому с медальонами лишь два года спустя статуса памятники архитектуры местного значения для сооружения начались трудные времена — действия владельца без учета наложенных ограничений за три десятилетия довели его почти до состояния руины, пока на в начале 2020-х в дело не вмешалась власть и суд, подарив историческому объекту надежду на спасение.
Архитектура
Сложнопрофильный угловой периметр сооружения под современным №12 обусловлен многочисленными анахроническими пристройками более поздних времен, выполненными без учета историко-культурной ценности объекта в характерном позднеклассическом стиле с использованием больших розеток (медальонов), как главной архитектурной изюминки при всем богатстве использованных приемов.
Собственный неповторимый стиль оштукатуренных фасадов создан благодаря методу разбивки на зеркала широкими рустованными и ширинковими пилястрами, профилированными наличниками с доминантой замкового камня и коробовыми бровками на импостах, использованием ширинок и табличек в разных интерпретациях свободного подоконного и фризового пространства, триглифов внешнего угла (возможно утрачена его декоративная надстройка-завершение) и скложнопрофильного лобового карниза.
Четыре ризалита с арочным завершением люнетов над треугольными сандриками и сложным рисунком изящных линий тимпана в профилированных архивольтах акцентированы большими розетками растительного орнамента с символическими изображениями ножниц (те самые, так называемые «медальоны»).
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Полтавская обл., г. Полтава, ул. Соборности, 12.
Как добраться
Автотранспортом по трассе М03 (Е40) (Киев – Полтава – Харьков). В городе по улицам: Европейская — Соборности, в начале последней (второй квартал) слева от Спасской церкви расположен дом с медальонами.
Общественным транспортом до станции Полтава, а далее – городским до остановок «Солнечный парк» или «Площадь Соборности», между которыми по четной стороне улицы расположен памятник архитектуры.