История
Перманентное появление и исчезновение на полтавских просторах профессиональных, полупрофессиональных и любительских театральных трупп в течение столетия, начиная с Свободного театра 1808 года создания, было прямым следствием силы поддержки со стороны местных властей и отсутствия в городе специализированного здания для театральных спектаклей (и это несмотря на зарождение в Полтаве того времени фундаментальных основ существования всего современного украинского литературного и театрального искусства как такового).
Пройдет немало времени, прежде чем местные власти изыскали в бюджете средства и согласовали все вопросы строительства первого стационарного театрального здания известного под именем Полтавского просветительского дома, возведенного в 1901 по проекту в классическом стиле архитектора Алексея Трамбицкого (1860 – 1922).
В течение следующих полутора десятилетий эти подмостки со зрительным залом на 1100 человек увидят почти всю плеяду звезд украинской культуры, ведь просветительское здание использовалось не только для театральных постановок, а также в качестве трибуны культурно-массовых мероприятий и творческих вечеров. Мария Заньковецкая, Панас Мирный, Олена Пчилка, Михаил Коцюбинский, Леся Украинка, Василь Стефаник, Михаил Старицкий, Николай Лысенко, Николай Садовский, Марко Кропивницкий, Иван Карпенко-Карий… – вот далеко не полный их перечень.
Новая московская оккупация под флагами красного люмпена украинских просторов в 1919-ом на десятилетия поселяет в этих стенах Полтавский оперный театр (Оперный трудовой коллектив), созданный на базе местной труппы украинского драматического общества (в реестре его достижений за это время значится в общей сложности двадцать четыре оперы и оперетты), хотя вместе с тем сцена используется для представлений местных и заезжих любительских коллективов, концертов, выступлений.
Полноценное возрождение городского царства Мельпомены в Полтаве началось лишь в 1936 году с создания Государственного театра музыкальной драмы на базе творческого коллектива Харьковского музыкального. За пять лет своей деятельности он успел представить своим зрителям сорок четыре спектакля, начиная с первой, самой памятной «Сорочинський ярмарок» Модеста Мусоргского.
Вторая мировая, не только разъединила труппу в 1941-ом (часть отправилась к московским оккупантам, другая осталась работать в родном городе), но и значительно повредила здание по Гоголя 22, сделав его непригодным для какой-либо деятельности. Поэтому воссоединенному коллективу полтавской музыкальной драмы пришлось скитаться по временным пристанищам до строительству нового современного театрального храма на Соборности.
Просветительский же дом годами стоял пустым, пока до его восстановления дошли руки у московско-оккупационных властей. Учитывая тогдашние реалии памятник архитектуры, решено было переоборудовать под кинотеатр на два зала, в связи с чем проект реконструкции предусматривал перепланировку внутреннего пространства и несколько уменьшение общего объема за счет демонтажа верхней сцены из-за отсутствия в ней нужды. Обновленный уже кинотеатр «Колос» распахнул свои двери перед зрителями в 1961-ом.
Фактически полвека добросовестной работы кинотеатра на ниве проведения культурного досуга полтавчан и гостей города с ежегодным количеством посещений до 1 700 000 человек, несмотря на все политико-экономические катаклизмы времени, падение московской оккупации в 1991-ом, первые тяжелые годы становления украинской независимости.., смогла прервать лишь развязанная Московией в 2014-м новая война против Украины (и то всего на два года). Сейчас «Wizoria Колос» (переименованный в 2016-м) продолжает радовать своих зрителей новинками украинского и зарубежного кинопроката, уверенно шагая сквозь третье тысячелетие при надежной поддержке своих вековых стен.
Архитектура
Раскидистое кирпичное оштукатуренное прямоугольное в плане (с пристройками и ризалитами) сооружение, несколько выступающее за красную линию застройки улицы, имеет сложную объемную организацию вызванную спецификой своего использования и особенностями композиционного решения, где одна одноэтажная средняя часть лишь подчеркивает доминанты парадной части с центральным и боковыми входами.
Декор Просветительского дома составляют французский руст глубокой прорисовки с акцентированным замковым камнем арочных проемов первого этажа, профилированные наличники прямоугольных окон – второго, сложнопрофильные карнизы большого выноса, отчерченный филенками фриз, лопатки скошенных углов.
Акцент же сооружения сосредоточен на центральном и боковых ризалитах входов большим арочным окном в профилированном архивольте на импостах с табличками, треугольными сандриками, террасами балконов за изящными балясинами, модульонами лобового карниза и прямоугольным массивным аттиком.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Полтавская обл., г. Полтава, ул. Гоголя 22.
Как добраться
Автотранспортом по трассе М03 (Е40) (Киев – Полтава – Харьков). Городом: ул. Европейская – Корпусный сад – ул. Филиппа Орлика (или ул. Небесной Сотни) – ул. Гоголя, на которую центральным фасадом выходит кинотеатр «Колос».
Общественным транспортом до станции Полтава, а далее городским в центр до остановки «Корпусный парк» / «Краеведческий музей» / «Школа №10», в паре кварталов от которых по Гоголю 22 расположен бывший Полтавский просветительский дом.