История
Конец XVIII века принес в устоявшийся веками жизненный уклад Крыма разительные перемены, когда при смене подданства на российское на его просторы массово начали стекаться представители совершенно новых для полуострова национальных групп, которые приносили с собой свою культуру, традиции и правила поведения. Манили их главным образом богатые посулы императрицы-матушки Екатерины II (1729 — 1796) и благодатный климат Черноморского побережья.
В Севастополе же одной из крупнейших колоний была греческая, состоящая в основном из анатолийских выходцев, стараниями которых на холме Южной стороны еще в 1792 году увидела свет небольшая деревянная церковь святых апостолов Петра и Павла (известной так же под именем Ахтиарской).
Но дерево — материал не долговечный, тем более в соленом прибрежном климате, который к 1837 году поставил под вопрос само существование храма в виду его ветхости. Начавшийся было его ремонт неожиданно прервала сильная буря, которая свела все старания умельцев на нет.
Но бросить на произвол судьбы Петропавловскую церковь на этот раз не позволил главнокомандующий Черноморского флота Российской империи адмирал Михаил Петрович Лазарев (1788 — 1851), который изыскал средства на закладку каменного оплота православной веры. С подаче такого именитого ходатайствующего лица проект нового севастопольского храма в классическом древнегреческом стиле по чертежам инженер-поручика В.А. Рулева нашел быстрый отклик со стороны императора Николая I (1796 — 1855), и уже в 1839 году строительные работы шли полным ходом.
Под зорким контролем адмирала строительство Божьего дома продвигалось очень споро – спустя четыре года (5 сентября 1843 года) состоялось его освящение архиепископом Херсонесским и Таврическим Гавриилом, а спустя еще год из Италии доставили мраморные статуи апостолов Петра и Павла работы Фернандо Пеличио (1808 — 1892), которые являлись заключительным штрихом внешнего облика храма.
Вновь построенные стены Петропавловской церкви Севастополя в скором времени были испытаны на прочность во время осады города войсками коалиции (1854-1855), когда под постоянным обстрелом оплот веры продолжал выполнять свои функции, проводя трижды в неделю службы. Вплоть до 20 августа 1855 года, когда кровля здания была пробита снарядом храм держал оборону, хотя за за день до этого и была начата эвакуация церковного имущества, включая иконы академической живописи (кроме иконостаса).
25 августа 1855 года Крымская война нанесла последний сокрушительный удар по севастопольскому Парфенону — во время бомбардировки были повреждены два колокола и само здание колокольни. И все же, не смотря на оставленные шрамы, огненный смерч пощадил храмовое здание, ведь оно одно из немногих уцелело в городе.
Но не смотря на относительно неплохую сохранность Петропавловская церковь еще тридцать лет пребывала в забвении, отданная на волю ветров, пока с благословения всероссийского императора Александра III (1845 — 1894) за счет средств меценатов С.Л. Кундыш-Володина и А.А. Максимова не началась ее реставрация, которая благополучно была завершена в 1889 году, а 17 декабря того же года состоялось ее освящение епископом Таврическим и Симферопольским Мартинианом.
С установлением в Крыму советской власти после революции 1917 года и началом атеистических гонений оплот веры постигла судьба многих его собратьев — богослужения прекращены, приход закрыт.
Еще одна война на севастопольской земле (на этот раз Вторая мировая (1939 – 1945)) вновь не обошла храм стороной — он получил повреждения, но уже в 1946 году был восстановлен и использовался в качестве подмостков городского Драматического театра имени Луначарского.
Хорошая акустика здания церкви сыграла свою роль, и позднее, когда театр в его стенах сменил городской Дом культуры в послевоенные годы.
Лишь в канун празднования Рождества начала нового тысячелетия в стены дома Божьего вернулся святой дух, когда здание официально было возвращено православной церкви и начаты службы.
Архитектура
Уникальная для Крымского полуострова классическая античная архитектура Петропавловской церкви Севастополя (единственный образец), удачно наложенная на российские реалии, породила на свет памятник архитектуры, который и сейчас не потерял своей актуальности.
Его относительно небольшой размер (периметр 18м х 37м с колоннадой) прекрасно подчеркнут крепидомой (основанием) и треугольными фронтонами двускатной крыши с барельефами , верхняя точка которых находится на высоте двенадцати метров.
Опоясывающая однорядная колоннада дорического ордера (по восемь колонн с фасадов и в два раза больше в боковых частях), каждый семиметровый элемент которой выполненный из сарматского известняка имеет по девятнадцать каннелюр (продольных борозд) под гладкой полосой архитрава и карниза, скрывает основной объем здания.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, АР Крым, г. Севастополь, ул. Луначарского, 37.
Как добраться
Автотранспортом по трассе Е105 (М26) (Харьков — Днепропетровск — Запорожье — Мелитополь — Джанкой – Симферополь — Севастополь) или (М18) (Симферополь — Ялта — Севастополь) – Балаклавскому шоссе. По городу: пр. Генерала Острякова (поворот в сторону города). Далее: ул. Маршала Бирюзова, ул. Николая Музыки, ул. 4-го бастиона, ул. Ленина. Далее левый поворот на ул. Марата, и еще раз левый — вдоль Луначарского. В зелени сквера спрятана церковь святых Петра и Павла.
Общественным транспортом до Севастополя (ж-д, авто – вокзалы). Затем в сторону центра города до остановки Севастопольский центр культуры и искусств.