История
Театр — душа города, отзывающаяся на каждое событие всплеском эмоций, которые обыденная реальность заставляет прятать под маской безразличия. Тем более не мог без нее существовать Севастополь, являющийся одной из столиц прогрессивного воинства, воспитанного на героических примерах былых побед.
Вот и возник театр на просторах главной базы Черноморского флота Российской империи при активной поддержки воинской интеллигенции с подачи антрепренера Даниила Даниловича Жураховского ( – 1867), который под впечатлением от финансовых и эмоциональных результатов выступлений своей труппы 1840 года, решил остаться в городе навсегда.
И хотя первоначальные выступления проходили в амбаре на Артиллерийской слободке, постоянный театр потребовал соответствующе оснащенного здания, которое неуемная энергия Жураховского обеспечила уже к 1842 году. Местом расположения нового каменного двухэтажного сооружения с четырьмя колоннами по фасаду служила Фонтанная площадь у истоков главных городских улиц — Екатерининской и Морской. Внутри же здание первого севастопольского театра вмещало зрительный зал на сто пятьдесят мест с двумя ярусами лож, просторную сцену и галерею.
Площадь, переименованная в Театральную (где к тому же размещались католический костел, рынок, фонтан, а так же брал свое начало Большой бульвар), сразу же превратилась в место излюбленных гуляний севастопольской публики, обитель же муз стала сосредоточием культурной ее жизни, душой города.
Но так прекрасно начавшуюся жизнь храма Мельпомены оборвала Крымская война 1853- 1856 годов – при первой бомбардировке города войсками коалиции (5 октября 1854 года) второй этаж здания был значительно поврежден, первый — заняла гостиница, одним из постояльцев которой был светоч обороны Севастополя — вице-адмирал Федор Михайлович Новосильский (1808 — 1892). Но не смотря ни на что труппа Жураховского продолжала давать представления трижды в неделю и весной 1855 года.
Покинуть родные пенаты первую севастопольскую труппу вынудила лишь французская оккупация 1855 — 1856 годов, в ходе которой от второго этажа театрального здания и вовсе остались лишь голые стены, хотя первый – так и продолжал выполнять функции постоялого двора.
Возрождение храма Мельпомены (хотя и не на прежнем месте), пребывавшего в забвении долгих тридцать лет, связано с именем другого деятельного антрепренера С. Томского, стараниями которого на Приморском бульваре в 1884 году словно из сказки появился деревянный терем с резными наличниками, крыльцом и ажуром колонн под высокой стрельчатой крышей — здание Летнего городского театра.
Четверть века и суровый морской воздух привели деревянный чудо-терем в ветхое состояние, поэтому решением властей в 1910 году был отчужден в пользу города участок по соседству на Приморском бульваре для строительства зимнего театра. А спустя чуть более года (15 сентября 1911 года) освященный новый севастопольский храм Мельпомены, получивший наименование Большого художественного театра «Ренессанс», распахнул свои двери.
Годы Гражданской войны (1917 — 1923), когда Севастополь стал последним пристанищем на русской земле для многих отечественных гениев подмостков, пощадили театр от разорения, дав ему по инициативе знаменитого оперного певца Леонида Витальевича Собинова (1872 — 1934) имя одного из ведущих критиков того времени – наркома просвещения Анатолия Васильевича Луначарского (1875 — 1933), которое он носит и поныне.
В руинах застала вернувшаяся из эвакуации севастопольская труппа родное здание в 1944 году – прямой авиационный удара спалил его дотла в годы Великой Отечественной (1941 — 1945). Новым домом театра стал и стены здания Петропавловской церкви, которому суждено было выступать в этом качестве целых десять лет, а пока репетиции проводились прямо под открытым небом на расчищенной площадке по улице Ленина.
Лишь в 1954 году началось строительство нового севастопольского храма Мельпомены по проекту архитектора Валентина Васильевича Пелевина (1913 — 1958), рассчитанного на восемьсот зрительных мест. Свои двери здание по Нахимова 6 распахнуло перед ценителями прекрасного 30 августа 1957 года, чтобы спустя девять дней встретить их первой постановкой.
Летят годы, сменяют на посту друг друга талантливые руководители, и Севастопольский академический русский драматический театр им. А.В. Луначарского по прежнему является душой культурной и творческой мысли города среди серых дней бытия как и тогда, когда его былых стенах звучал голос Щепкина и Савиной, Вертинского и Заньковецкой, Собинова и Полевицкой…
Архитектура
Построенное в 1957 году здание севастопольской Мельпомены, являя собой композицию вытянутых вдоль набережной и проспектом Нахимова прямоугольных объемов, своим центральным фасадом обращено к Приморскому бульвару.
В качестве отделки его цокольного этажа выступает крупная рустовка, в центральной части завершающаяся пятью полуарочными объемами парадных дверей с симметричными боковыми крыльями двухскатных лестничных маршей.
Главный фасад — синтез различных декоровых элементов от монументальной галереи до трех арочных окон, от лепнины до скульптур по углам фронтонов, которые создают общую гармоничную картину, которая ассоциируется с именем театра им. А.В. Луначарского.
Венчает четырехэтажный основной объем, украшенный обильным лепным узором и барельефами выдающихся театральных деятелей, треугольные фронтоны, которые опираются на восемь колон (со стороны Приморского бульвара) и шесть полуколон (со стороны здания гостиницы «Севастополь») коринфского ордера.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, АР Крым, г. Севастополь, пр. Нахимова,6.
Тел.: (0692) 54-62-26, 54-43-30, 54-24-29.
Официальный сайт: http://sevtheatre.com
Как добраться
Автотранспортом по трассе Е105 (М26) (Харьков — Днепропетровск — Запорожье — Мелитополь — Джанкой – Симферополь — Севастополь) или (М18) (Симферополь — Ялта — Севастополь) до поворота на проспект Генерала Острякова. Маршрут по городу: ул. Маршала Бирюзова – ул. Николая Музыки – ул. 4-го бастиона – ул. Ленина — пр. Нахимова.
Общественным транспортом до Севастополя. От вокзалов в направлении старого города до Приморского бульвара, где расположен театр им. А.В. Луначарского.