История
Служба — это не только отвага и самоотверженность в боях, приносящие лавровый венок и славу победителю, в основном это каждодневная рутина с ее побудками и отбоями под пение корабельной рынды, вахты, дежурство… И горе тому, кто идеализирует службу — этот нелегкий труд. И тем ценнее руководитель, который понимает и старается облегчить все тяготы ее.
Судьба Севастополя изменилась навсегда, когда начальником штаба Черноморского флота в 1832 году был назначен Михаил Петрович Лазарев (1788 — 1851). Это его неуемная энергия и понимание хозяйственных нужд подчиненного ведомства подарили городу новое так называемое «Лазаревское адмиралтейство» с сухими доками, складами, и новыми административными зданиями, большую часть которых составляли казармы для личного состава квартировавших в порту кораблей на шесть тысяч человек.
Проект строительства комплекса, разработанный военным инженером Джоном Уптоном (1774 — 1851), был утвержден 14 мая 1835 года. Причем местом будущего расположения Лазаревского адмиралтейства должна была стать вершина горы между Сухими доками и восточным берегом Южной бухты.
Это-то и послужило главным сдерживающим фактором на пути скорого воплощения проекта в жизнь, потому что для подготовки строительной площадки в пятьдесят тысяч квадратных метров потребовалось долгих шесть лет и титанические усилия по перемещению в район нижнего колена Докового оврага и низменности у вершины Южной бухты двухсот тысяч кубометров грунта и скальной породы, а так же сооружения пятнадцатиметровой подпорной стены со стороны залива.
Но и после окончания первого этапа строительства, дело продвигалось не слишком быстро в связи с принимающим всеобъемлющий характер перестройкой улиц и площадей города по инициативе все того же вице-адмирала Лазарева к тому времени уже в должности командующего Черноморским флотом и начальника Севастопольского порта.
В связи с этим в Крымскую войну 1853 — 1856 годов казармы так и вступили в стадии незавершенного строительства. Прочие же здания комплекса и вовсе были возведены лишь до уровня фундамента.
Лишь спустя десятилетие после окончания боевых действий Лазаревские казармы Черноморского флота Российской империи наконец приняли своих первых постояльцев. В целом же комплекс был завершен лишь в 1867 году с возведением перед центральным корпусом памятника отцу-основателю.
Как и полтора века назад реконструированные и осовремененные здания комплекса продолжают и ныне выполнять свои прямые обязанности с той лишь разницей, что северная их часть после капитального ремонта 2000 года была отдана под нужды Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, продолжая традиции положенные в начале ХХ века с образованием учебного отряда по подготовке специалистов для нужд флота (1901 год), а затем и военно-морского училища береговой обороны им. Ленинского комсомола (1931).
Архитектура
На высоте сорока метров над глубокими водами Севастопольской бухты парит белый комплекс Лазаревских казарм из девяти зданий (восемь трехэтажных и одно двухэтажное), составляя ориентированное в сторону морской глади каре в стиле русского классицизма с его нечетным количеством окон на фасаде и простотой симметричных линий. Материалом для сооружения зданий послужил местный инкерманский известняк, который удобен для строительства как простых, так и сложных архитектурных форм.
Внутренняя планировка зданий, в основном коридорного типа, решена в стиле рационализма. Нижний ярус составляют подвальные помещения, предназначенные для хранения необходимых запасов.
Внешние фасады лишены пышной отделки за исключением короткого парапета по углам крыш (с балюстрадой вдоль центральных фасадов и глухой с торцов), пилястр и руста первого яруса между ними.
Особая внешняя декорированность отличает центральный корпус казарм: полуротонды южной стороны, рустованная аркада первого этажа у центрального входа, массивный фронтон на ризалите с полуколонами тосканского ордер, широкие ступени лестницы и редкие объемы оконных проемов.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, АР Крым, г. Севастополь, ул. Героев Севастополя 7 – ул. Лазарева1.
Как добраться
Автотранспортом по трассе Е105 (М26) (Харьков — Днепропетровск — Запорожье — Мелитополь — Джанкой – Симферополь — Севастополь) или (М18) (Симферополь — Ялта — Севастополь). На Балаклавском кольце поворот в сторону города на ул. Генерала Мельникова, изменяющую название на Багрия, а затем на Брестскую. Затем левый поворот на ул. Героев Севастополя, у начала которой расположен комплекс Лазаревских казарм.
Общественным транспортом до Севастополя. От железнодорожного или авто – вокзала в сторону Корабельной стороны до остановки возле военной части Черноморского флота российской федерации, далее вдоль ул. Лазарева.