История
Одной из неотъемлемых составляющих жизни любого города, как в прочим и небольшого поселения, являются источники пресной воды. Ибо лишь там где есть вода — есть жизнь.
Так всем была хороша Севастопольская бухта для обустройства главной базы Черноморского флота Росийской империи – здесь и удобное месторасположение (глубокий залив под прикрытием высоких гор), и мягкий климат (умеренно-континентальный с чертами субтропического), и удобные для обустройства пирсов скалистые берега, но существовала одна проблема — недостаток пресной воды, которую приходилось доставлять от источников на подводах.
Решения же было найдено в далеком прошлом древнеримского периода истории и являло собой акведук через севастопольские балки и тоннели сквозь скальную породу для поставки живительной влаги с расположенных выше чернореченских истоков в район Сухих доков. Разработка проекта была поручена городскому инженеру Джону Уптону (1774 — 1851), который благополучно завершил его к 1834 году.
Грандиозность гидротехнического объекта (протяженность 20км с перепадом высоты от 17м до 8,5м и небольшим уклоном к западу) потребовала много времени на воплощение, и окончен он был лишь в середине 40-х годов XIX столетия. Однако служить главной водной артерией города довелось ему недолго — вскоре на севастопольскую землю пришла Крымская война 1853 — 1856 годов, в ходе которой многие части акведука были разрушены, чтобы уже не восстановится.
Сейчас этот один из немногих памятников инженерной архитектуры становления города, ранее ожерельем охватывающий юго-восточный берег Севастопольской бухты, отдан на растерзание — часть его пролетов заложена, чтобы служить пристанищем равнодушного современного люда.
Архитектура
Сохранившиеся до нашего времени две из четырех частей акведуков в Севастополе представляют собой классический древнеримский проект многоарочного моста на мощных опорах, сложенного из хорошо подогнанных тесанный инкерманских камней, который следует вдоль внешнего края Корабельной стороны.
Первый десятипролетный протяженностью шестьдесят метров участок этого гидротехнического сооружения соединяет края Аполлоновой балки, второй же нитью протянулся над соседней Ушаковой балкой (его семипролетная арочная длинна составляет тридцать метров).
Дополнительная информация
Место расположения: Украина, АР Крым, г. Севастополь, ул. Пляжная (Аполлонова балка) / пл. Ушакова балка.
Как добраться
Автотранспортом по трассе Е105 (М26) (Харьков — Днепропетровск — Запорожье — Мелитополь — Джанкой – Симферополь — Севастополь) или (М18) (Симферополь — Ялта — Севастополь). На Балаклавском кольце поворот в сторону города на ул. Генерала Мельникова. Далее: ул. Багрия – ул. Брестская — ул. Героев Севастополя – ул. Розы Люксембург — ул. Надежденцев — ул. Чесменская, которая заканчивается у акведука в Аполлоновой бухте, или тот же маршрут только по улице Героев Севастополя следовать до поворота на ул. Адмирала Макарова, которая выходит на пл. Ушакова балка.
Общественным транспортом до Севастополя (железнодорожный, авто – вокзалы). Затем на городском транспорте Корабельной стороны до остановки “Малахов курган”, откуда пешком 20 минут по ул. Матвея Воронина, а затем перейти на параллельную улицу Чесменскую до акведука в Аполлоновой балке или по ул. Папанина, а затем Рабочей спустится к Автошколе (Ушакова балка).