История
Культовые сооружения Севастополя — особая история, связанная прежде всего с историей Черноморского флота, как неотъемлемой его составляющей, где каждый храм служил религиозным чаяниям определенного подразделения или категории военнослужащих. Долгое время Корабельная сторона города и вовсе обходилась без оного, хотя основная составляющая флотского состава и была православного вероисповедания.
Неудобства, связанные с исполнением богоугодного рвения верующих восточной стороны Южной бухты, продолжались вплоть до 1829 года, когда при флотских казармах не была построена небольшая часовня имени святого Владимира Великого, спустя пять лет превратившаяся в церковь.
Но Крымская война, поставившая Южную сторону Севастополь в осадное (1854 – 1855), а потом и оккупированное (1855 – 1856) положение лишило прихожан их оплота веры — церковная утварь (включая кресты) были вывезены во Францию, а само здание уничтожено.
Вот почему возобновление богослужений на Корабельной стороне в послевоенные годы происходило в наскоро сколоченном небольшом деревянном подобии храма, который почти десятилетие выполнял возложенную на него миссию, пока в конце 60-х годов XIX столетия Морским ведомством рядом не была построена каменная церковь на двести человек, освященная в честь ближайшего сподвижника Петра I (1672 – 1725) святого Митрофана Воронежского (1623 — 1703). Она-то и стала духовной и материальной преемницей Владимирского храма — все церковное имущество было передано новому дому Божьему, а деревянную часовню разобрали.
На месте же Владимирского храма 6 мая 1912 года в день рождения правящего императора всероссийского Николая II (1868 – 1918) при большом стечении сановных чиновников на средства жертвователей была заложена каменная часовня, которая в год чествования трехсотлетнего юбилея дома Романовых (1913) была освящена в честь иконы Федоровской Божьей Матери, которой венчался на царствие первый из них.
Но с существование церковного прихода мало сочеталось с атеистическими планами новой власти, во всей своей полноте воцарившейся в Севастополе после революции 1917 года. И в 1923 году начались притеснения, направленные на его закрытие — сначала гонения на священнослужителей храма, потом введение платы за совершение богослужений, а завершилось все в 1929 году передачей здания клубу Морского госпиталя.
Еще более печальная судьба была уготована часовне — все исторически и мало-мальски ценные ее составляющие были вывезены после проведения экспертизы, а здание разобрано в 1926-ом, чтобы потом десятилетиями служить площадкой для детских игр.
Вторая мировая и сражения за морские врата Крыма 1941-1942 и 1944 годов закончили дело разрушения храмовых стен, когда от здания остался лишь первый ярус колокольни.
На руинах былого и были начаты богослужения, которые послужили фундаментом начатого в 1997 году стараниями священнослужителя Павла Ильинского воссоздание Свято-Митрофаниевского храма, который в скором времени смог порадовать православных прихожан Корабельной стороны Севастополя белизной своих стен и всегда распахнутыми дверями.
Архитектура
Ныне расположенная у Павловского мыса одноярусная церковь представляет собой небольшой однокупольный храм, ориентированный центральным входом на запад, оригинальной планировки в виде перевернутого вверх килем корабля.
Простота его внешнего решения подчеркнута лишь кованным узором забранных решеткой окон и дверей да золотым переливом небольшой маковки над четырехскатной крышей.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, АР Крым, г. Севастополь, Госпитальный спуск, 8.
Как добраться
Автотранспортом по трассе Е105 (М26) (Харьков — Днепропетровск — Запорожье — Мелитополь — Джанкой – Симферополь — Севастополь) или (М18) (Симферополь — Ялта — Севастополь) – Балаклавское шоссе. По городу следовать: ул. Генерала Мельникова (ул. Багрия / ул.Брестская) – ул. Героев Севастополя — ул. Розы Люксембург — ул. Надеждинцев -пл. Ластовая.
Общественным транспортом до Севастополя. От железнодорожного или авто вокзалов в сторону Корабельной стороны до пл. Ластовой, где находится Свято-Митрофаниевский храм.