История
Далекий 1784 год, когда Севастополь был еще так молод, 12 октября с херсонских стапелей сошел шестидесяти шести пушечный корабль под №1 «Святой Павел», которому суждено было доставить на главную базу Черноморского флота России ее будущее — тогда еще капитана 1-го ранга Фёдора Фёдоровича Ушакова (1745 — 1817).
Новый корабль вышел на Севастопольский рейд на исходе лета будущего года (28 августа), чтобы расквартироваться у мыса рядом со стоянкой трех основных кораблей командования Черноморского флота в Корабельной бухте. Здесь же в кратчайшие сроки были сооружены казармы для его команды, а так же подсобные помещения для хранения корабельного снаряжения и провиантских нужд.
Так по названию корабля под командованием Ушакова место его постоянного базирования было названо именем российского престолонаследника — великого князя Павла Петровича (1754 – 1801).
Так и остался бы полуостров просто местом корабельной стоянки да вспомогательных сооружений, если бы не турецкая угроза, которая при включении в игру ведущих европейских держав превратилась в реальную действующую силу с перерастанием конфликта в Крымскую войну 1853 — 1856 годов, когда мыс был избран для возведения одной из опорных точек обороны Севастополя — Павловской батареи с вооружением в тридцать четыре орудия.
Достойно выполнив свою миссию в период героической обороны города 1854 — 1855 годов в ночь на 27 августа равелин канул в вечность, взорванный отступающими на Северную сторону российскими войсками.
Новый смысл приобрел Павловский мыс в свете возрождения Севастополя после разрушительного смерча последней войны, когда условия Парижского мирного договора стали неактуальны в связи с усилением пророссийских настроений в Европе. Так воссоздание Черноморского флота потребовало обширной промышленной инфраструктуры, в рамках создания которой на выступавшем узком полуострове 18 августа 1873 год был создан артзавод.
А по итогам Берлинского конгресса 1878 года, когда полу-легальное положение российского флота на Черном море было закреплено документально, здесь же ближе к северной оконечности косы были сооружены корпуса военно-морского госпиталя им. Н.И. Пирогова.
Шагая в ногу в прогрессом в 1909 году самая западная часть Павловского была отдана в распоряжение Морской обсерватории с гидрометеостанцией, которые проводили научную фиксацию наблюдений погодных условий Севастопольской бухты начиная с 1808 года.
20 октября 1916 года там, где когда-то швартовался «Святой Павел», от мощного взрыва в пороховом погребе пошел на дно флагман Черноморского флота того времени линкор «Императрица Мария», унося с собой на морское дно жизни двухсот двадцати пяти моряков.
В трагические дни Второй обороны города (10 июня 1942), когда силы и запасы защитников, казалось бы, были уже на исходе, в акваторию Севастопольской бухты вошел санитарный транспорт «Абхазия» с пополнением и жизненно необходимыми запасами в сопровождении эсминца «Свободный». Оставить свой груз защитникам транспорт успел, чтоб через считанные часы быть потопленным мощным авиаударом противника возле берега Сухарной балки, как и его защитник – у Павловского мыса.
Но и мирные послевоенные годы ни принесли ему покоя – в ночь на 29 октября 1855 года у Госпитальной стенки в результате взрыва невыясненного до сих пор происхождения лег на дно линкор Новороссийск, прихватив с собой в бездну шестьсот четыре жизни в результате как самого взрыва, так и неумелого руководства спасательной операцией.
Нынче же территорию Павловского мыса, как и прежде, делят между собой корпуса военно-морского госпиталя ЧФ РФ им. Н.И. Пирогова, площадка и здание Гидрометеостанции, а так же завод по ремонту ракетно-артиллерийского вооружения Черноморского флота России.
Архитектура
Полукилометровая коса, отрогом вдающаяся в глубокие воды основного объема Севастопольского залива со стороны Аполлоновой балки, является с севера естественным молом для защиты Корабельной бухты.
Павловский расположен практически перпендикулярно восточной стороне Южной бухты Севастополя с небольшим отклонением на северо-запад между Корабельным и Аполлоновым заливами. Его ширина варьируется от пятидесяти до двухсот двенадцати метров.
Достопримечательности
Старейшая Гидрометеостанция европейского побережья Черного моря, проводящая свои наблюдения начиная с 1808 года (перерывы в ее работе обуславливались лишь войнами и ликвидацией их последствий), ныне располагается в двухэтажном квадратном здании постройки 1909 года практически на самой западной оконечности мыса.
Госпиталь Черноморского флота Российской федерации им. Н.И. Пирогова, который ныне располагается в северо-восточной части мыса, основан еще в 1790 году. Свое же нынешнее имя он получил в честь светоча медицины, который во время Крымской войны спас ни одну сотню жизней под пулями противника, применяя им самим изобретенные методы лечения.
Рядом со зданием гидрометеостанции на Павловском мысу находится хорошо видимая с моря стела — это памятник эсминцу «Свободный», который в нелегкие часы Второй мировой, прорвав блокаду, довел до осажденного города транспорт с необходимым запасом провианта, медикаментов и боезапасов, чтобы, спасая чужие жизни, пасть у севастопольских берегов сраженным массированным ударом двадцати семи самолетов корпуса барона Вольфрама фон Рихтгофена (1895 — 1945), как и его подопечная «Абхазия».
Юго-восточную же часть полуострова занимает вот уже более ста сорока лет Артзавод, ныне находящийся в подчинении командующего Черноморского флота России и носящий имя Завода по ремонту ракетно-артиллерийского вооружения, работа которого обеспечила ни одну победу во время тяжелых времен войны, да и в нынешнее мирное время от ее качества зависит, порой, мирное небо над головой.
Дополнительная информация
Месторасположение: Украина, АР Крым, г. Севастополь, Павловский мыс.
Как добраться
Автотранспортом по трассе Е105 (М26) (Харьков — Днепропетровск — Запорожье — Мелитополь — Джанкой – Симферополь — Севастополь) или (М18) (Симферополь — Ялта — Севастополь) – Балаклавское шоссе. По городу: ул. Генерала Мельникова (переходя в Багрия / Брестскую) – ул. Героев Севастополя (правый поворот) — ул. Розы Люксембург (левый поворот) — ул. Надеждинцев (левый поворот) до площади Ластовая, откуда берет свое начало Госпитальный спуск, идущий к Павловскому мысу.
Общественным транспортом до Севастополя. От железнодорожного или авто – вокзала в сторону Корабельной стороны (ориентир пл. Ластовая).