История
Время безжалостно к земным творениям из плоти и крови, а что уж говорить о их бренном прахе… Многие сотни поколений рождались и умирали на планете земля с момента начала отсчета жизни современной цивилизации, но лишь немногие свидетельства тех далеких столетий пощадила история с ее войнами и разрушениями, безразличием и вандализмом. И тем более уникальным являются памятники загадочной культуры караимов, которых к настоящему времени остались считанные единицы.
Крымской земле, как одной из колыбелей караимской нации, суждено было бережной рукой сохранить не только целый город этой культурно-религиозной общины (Чуфут-Кале), но и стать местом последнего земного пристанища тысяч ее детей. И хотя точная датировка возникновения пещерного города на плато Бурунчак до сих пор точно не установлена, но неоспоримым является факт, что ныне найденные захоронения в долине относятся к I веку нашей эры (38 год).
Потом будут столетия, за которые восточная часть долины, приобретя за топографическую схожесть с сердцем Израилевым название Иософатовой, получит славу одного из наиболее священных мест караимского народа, где найти вечный покой доведется большинству его выдающихся деятелей. 165, 635, 1600 годы… ряды из надгробий Балта Тиймез бесконечны.
Так продолжалось вплоть до второй половины XIX столетия, когда улицы на вершине плато опустевают, и на кладбищенские просторы опускается покрывало забвения. Лишь иногда тела рьяных блюстителей караимской веры доставляют сюда за сотни километров, да бродит среди заброшенных могил их первый и пока единственный их исследователь — Авраам Самуилович Фиркович (1787 — 1874).
Но вскоре приходит логический конец жизни великого исследователя караимского народа, и сам составитель «Сборника надгробных надписей» Иософатовой долины становится одним из ее вечных обитателей — в 1874-ом Авраама Самуиловича похоронили на Балта Тиймез, а его любимое детище окончательно скатывается в бездну забытия.
Тысячи памятников, из которых одни уже давно поглотила земля, другие разрушила безжалостная человеческая рука, третьи не смогли противостоять невзгодам погоды… перекошенные, покрытые мхом, едва выступающие из земной тверди – вот что в начале нового XXI века представляло собой некогда знаменитое караимское кладбище.
Однако время движется вперед, и о Балта Тиймез вспомнили как об исторической ценности — появились новые захоронения на территории, которая хранит память о двух тысячах лет человечества на Крымском полуострове загадочной культуры.
Архитектура
Караимское захоронение в юго-восточной части Иософатовой долины длинной в четверть километра при ширине в 1/8км хранит на своих просторах несколько тысяч надгробных памятников разнообразных форм (плоские, столпообразные, круглые, двухугольные) и зарытых рукописи с изречениями из священных книг, принадлежащих разным периодам двухтысячелетней истории от Рождества Христова.
Осененное с трех сторон вековыми дубами с раскидистыми кустами кизила убаюкивающими молодую поросль Балта Тиймез в вечном сумраке деревьев и палой листвы словно царство воскресения мертвых, где двурогие, однорогие и вовсе безрогие каменные плиты уходят стройными рядами к истокам вечной жизни, хотя большая часть этих безмолвных хранителей мертвых и растратила в потоках времени свое мраморные украшения.
Дополнительная информация
Место расположения: Украина, АР Крым, г. Бахчисарай, Иософатова долина.
Ссылки
- Этимология. Топор не касается
Как добраться
Автотранспортом по трассе H06 (Севастополь — Бахчисарай — Симферополь) или Т0117 (Бахчисарай — Ялта). В городе следовать вдоль улицы Жданова (изменяет название на ул. Фрунзе), затем поворот на ул. Ленина (переходит в ул. Розы Люксембург), в районе Староселья – правый поворот в долину Марьям-Дере, откуда пешим ходом 15-20 минут до ее восточной оконечности, называемой Иософатовой долиной.
Общественным транспортом – маршрутными такси из Симферополя / Севастополя / Ялты, следующих через Бахчисарай, а затем по главной улице Ленина (изменяет название на ул. Розы Люксембург) до поворота в долину Марьям-Дере, где в восточной оконечности каньона находится Балта Тиймез.