Он по роду, духу, месту появления на свет всю жизнь оставался украинцем, ведь Кубань — это Украина, была и будет. Наследственность от отца к сыну в казацкой семье была честью, поэтому юноше была одна дорога — в войско, как родовое призвание уже много-много поколений его предков, хотя родина и была на тот момент оккупирована московскими варварами уже не первое десятилетие. А то, что было недозволено в армейской жизни под знаменами царя, Яков Кухаренко находил в собственном литературном творчестве и этнографических изысканиях.
Вцелом, если посмотреть на все московские войны после оккупации Украины в XVII веке, странным образом окажется, что движущей силой всех ее действительных (а не выдуманных пропагандой) сколько-нибудь весомых побед были именно украинцы (взять хоть треть награжденных Героев советского союза времен Второй мировой войны). Поэтому совсем неудивительно, что в свои пятнадцать (сразу после окончания Екатеринодарской военной гимназии в 1814 году) казацкий сын Яков начал военную карьеру, и не где-нибудь при теплом штабе, а на горячей кавказской границе. Уже в 1823-ем – чин хорунжего, еще через полтора десятка лет – он подполковник Ейского военного округа, а в почтенном возрасте пятидесяти четырех лет, в зените славы – генерал-майорский мундир приказного атамана Черноморского казацкого войска и командира «независимого» Екатеринодарского отряда.
Все это уже было: и эта война с Московией, и зверства ее палачей под обманчивой личиной военного мундира, и информационно-психологическая операция, и стертые с лица земли города, и десятки тысяч замученных просто за то, что они украинцы… А все потому что история учит, что ничему не учит. Московиты за все время своего существования ни на йоту не изменились; от бытия золотоорднскими вассалами до сейчас — это лишь звериная ненависть ко всему живому замешанная на гремучей смеси гиперболизма имперских идей о титульности московской нации (которой и в мире-то не существует), отсутствия зачатков причинно-следственного анализа, рабской покорности очередному самопровозглашенному царьку-никчеме, без каких-либо признаков стремления к свободе.
Однако, если со времен Средневековья зверства московитов дошли только в виде легенд и преданий с эпизодическими упоминаниями в немногочисленных документальных источниках, то чем ближе к современности, тем более подробно зафиксирована их обычная позорная практика ведения войны против Украины с нарушением всех этических и правовых догм (примечательно, что они абсолютно не изменились до сих пор).
Почему ему, уроженцу далеких румынских Вертюжан, так болел украинский Мариуполь и не угадать. Но именно благодаря Льву Яруцкому, саму себя назначившему биографом города Марии на берегу теплого Азовского моря, на многих пожелтевших и выгоревших страницах летописей буква за буквой начала поступать чернила давно позабытых фактов, персоналий, событий, чтобы нарисовать яркую картину прошлого перед тем, как исчезнуть в водовороте неумолимого Времени.
Семья портного в небольшом городке. Местная румынская школа и первая публикация в «Стягуле роща» в пятнадцать. Историко-филологический кишиневского государственного университета (позже переименован в Молдавский, что давало повод для его шуток о своем образовании в МГУ по аналогии с аббревиатурой с Мариупольским государственным университетом) и учительский путь, который он с 1953-го не оставит всю жизнь.
Помимо статуса великого христианского праздника, Рождества Пресвятой Богородицы, день осеннего солнцестояния (21 сентября, «осениння» или «оспожинки») в украинских народных традициях знаменует собой поворот жизни на нисходящее с его зимней дремотой у новозажженного в чисто убранном доме огня (старый тушили дважды в год на равноденствие), который отмечался пышным застольем с множеством мясных блюд традиционной кухни и сплошным бездельем (хотя в православии он приходится на пост с запретом нарушать его каноны).
В целом этот праздник считался датой финального окончания огородных хлопот и уборки урожая, недаром же до сих пор в народе ходят поговорки: «Пречистый – картофель чистый» или «Пречистый – лук собранный в намисто». Для пчеловодов это была последняя возможность подготовить ульи к зимовке утеплением и укрытием под крышу, а для овцеводов — крайняя дата второй стрижки овец, чтобы новый мех успел нарастить до первых морозов и животные не погибли от холода.
Московские танковые полки прошлого назывались конницей; и по замыслу кремлевских руководителей массовость этой грозной (по их же мнению) силы должна сметать со своего пути все живое, а непокорных – заставить трепетать и падать ниц. Но украинским воинам и тогда, и сейчас, откровенно говоря, было плевать на мечты сидельцев из мокшанских балот…
Гадячский трактат, заключенный гетманом Иваном Выговским в 1658-м, уже в то время должен был создать полноценный Балто-Черноморский союз с полноправным членством Украины, как одной из сторон, для совместной с Польшей и Литвой военно-политической защиты от московской орды, которая во все времена ставила себе единственной целью уничтожение и парабощение других народов.
Страна начинается с гражданского общества, потому-то о культуре нации судят по каждому отдельному ее представителю. В эпоху ж глобализации, когда носители разных этно-культурных традиций рассеяны миром, общая роль каждого индивида как олицетворения народа находящегося за сотни-тысячи километров, возростает многократно. Исторический контекст былых отношений между народами отходит на второй план, и появляется новая реальность. Одним из наглядных примеров построения новых отношений – это хасиды и Украина.
Историческая подоплека этих взаимоотношений теряется в глубинах времен Колиивщины 1768—1769 годов с тысячами жертв среди украинского еврейства и рождении тремя годами познее в соседнем с эпицентром тех страшных событий Меджибожи в семье внука основателя хасидизма, Исраэля Баал Шем Това, мальчика названного Нахманом. Он стал достойным духовным наследником своего предка в эпоху формирования разных течений хасидизма на основании разночтений Талмуда, как основы автономии раввинов и цадиков иудаизма, на рубеже XVIII – XIX веков.
Ну какой же настоящий мужчина откажет себе в удовольствии похвастаться перед другими своей отвагой, ловкостью и силой? Тем более, если он — украинец, а на него обращены сотни-тысячи глаз самых отважных воинов своего и вражеского войска. Завораживая танец-поединок на грани жизни и смерти, который в украинской военной культуре назывался герц, а позже нашел свое распространение в широком употреблении под смыслом: «ожесточенное противостояние», «поединок», «дерзкое бахвальство» (к слову – именно из последней трактовки пошло «герцевать» ).
Да, дуэли перед полномасштабным боем основных сил были известны в истории с давних времен, в летописях даже были зафиксированы редкие случаи, когда главнокомандующие ради сохранения жизни своих подчиненных вызвал на поединок предводителя вражеского стана (вызов передавали парламентеры), или же схватка происходила между сильнейшими представителями противоборствующих сторон — за войском победителя спаринга оставалось поле выигранной битвы.
Скромный прямой белый крест на камуфляже. 6 сентября 2022 он стал символом украинской победы ХХІ века над извечным историческим врагом, Московией; победы, которую триста лет ждали поколения и поколения украинцев. Ничего лишнего — два штриха, за которыми стоят тысячелетия пролитой крови за духовные ценности христианского мира.
И хотя многие связали его появление на украинской броне с именем римского императора Константина, которому по утверждению легенд перед решающей битвой у Мульвийского моста 312 года во сне явилось видение креста с пророческими словами: «Под этим знаком победишь», но по описаниям этот символ — не совсем крест, а лабарум (удлиненная ось с хризмой во главе и косым крестом на заднем плане), что подтверждается изображением штандарта Великого и чеканкой на монетах периода его правления.
И нескольких месяцев не прошло с момента окончания на украинской земле боевих действий самой ужасной войны ХХ века, а СССР продолжал воевать на оккупированых просторах против украинского народа при содействии прокоммунистического польского режима. Цивилизованный мир на это отводил стыдливо свой взгляд, хотя на руках красных палачей уже был геноцид киримлы 1944-го, следствием которого стало уничтожение по разным оценкам от трети до половины всего народа. Безнаказанное зло всегда возвращается, и потому следующим были лемки, надсянцы, холмцы, подляшцы, любачевцы, бойки.
Юридической основой очередного преступления красных окупантов стало подписанное 9 сентября 1944-го «Соглашение между Правительством РСФСР и Польским Комитетом Национального освобождения об эвакуации украинского населения с территории Польши и польских граждан с территории УССР» подписаное Осубко-Моравским и Хрущевым, имплементированное в договоре между СССР и Польшей 16 августа 1945 года. Хотя основы его начали закладываться еще на Тигеранской Конференции по распределению Мира на сферы влияния с границей между Польшей и советской Украиной по линии разграничения по состоянию на сентябрь 1939 года (так называемой «Керзона»). Вместе это открыло путь к массовой депортации украинцев с их исконных этнических земель, оказавшихся по нечеловеческим политическим договоренностям на территории Польской республики.
Брань существует почти в каждом языке мира, хотя в цивилизованном обществе его употребление считается признаком необразованности (как следствие крайне ограниченного словарного запаса), диктаторского доминирования (мнимого унижения собеседника через оскорбительное содержание) или кича (способ выделиться среди других с помощью эпатажа в погоне за моментом славы).
Интересно, что в украинских этнических традициях современная трактовка не соответствует исторической действительности – ругательства (в том числе грязные, которые современное общество называет нецензурными) служили средством защиты от зла. В целом культура национальной брани существовала на украинской земле издревле, что подтверждают выводы исследований современных этноэкспедиций Поднепровья (Днепропетровская, Запорожская, Херсонская области).