Батярство – не профессия и не род деятельности, это стиль жизни по неписанным законам улицы в пику действующей власти, пришедший из ниоткуда и ушедшее в никуда, чтобы оставить о себе легенды в романтическом ореоле борцов за справедливость. Хотя начиналось все далеко не так возвышенно-культурно на львовских окраинах середины XIX столетия…
Замарстинов, Кульпарков, Байки и конечно же Личаков были родным домом, породившим их из черной бездны трущоб. Они были «королями» львовских улиц, решая кому жить в страхе, а кому весело здравствовать. Мелкий грабеж, разгульная жизнь, драки и общество прекрасных дам были их кредо, ведь не даром само слово «батяр», которым они сами себя горделиво называли с подачи незадачливых австрийских копов, означает бродяга, хулиган, повеса. Не многие бы хотели повстречаться с одним из их числа на безлюдной улице в темное время суток – дело могло обойтись от утраченного кошелька до серьезных травм в случае сопротивления.
Казаки и воины Украинской повстанческой армии были его предками, в нем текла их полная неисчерпаемой жажді свободы и непокорности любым поработителям кровь. Не даром же его фамилия по матери была Гетман. Его воспитывали в духе национального патриотизма и веры в украинскую свободу, что было довольно нелегким делом в послевоенном союзе советов. Рожденный на Ровнинщине поэт, художник, искусствовед, переводчик Григорий Чубай.
Не всегда согласовывающиеся с официальной политикой коммунистической партии зерна знаний, упавшие на благодатную почву яркого таланта, рано дали свои плоды – уже в шестнадцать лет его стихи печатались в местной прессе, они же стали причиной пристального внимания к юноше карательного органа КГБ. Его вызывали на допросы, давили морально, из института его выгнали формально за неправильный ответ «про национально-освободительную войну украинского народа».
Его безумно любила кинопленка и публика, а партийные бонзы поглядывали свысока, не мешая творить магическое действо на экране. Даже среди своего талантливого актерского круга он снискал славу веселого балагура, который своими шутками доводил до слез грандов отечественной кинематографии. Борислава Михайлович Бурундуков – человек-легенда.
Счастливая случайность в лице ректора театрального института им. Карпенко-Карого Николая Заднепровского, увидевшего юное дарование на сцене любительского театра киевского завода «Арсенал», круто изменила жизнь вчерашнего выпускника Киевского строительного техникума. Его кинокарьера началась уже на первых курсах театрального («Цветы на камне«Сергея Параджанова, 1962), а потом, не смотря на специфическую внешность охарактеризованную приемной комиссии как «типичный прораб», тридцать лет катилась как по накатанной, с двумя периодами работы в Киевском театре русской драмы им. Леси Украинки и Киевской театр-студии киноактера.
Первые лучи восходящего солнца позолотили вершины высоких холмов и глубокими тенями обрисовали суровые лики на их вершинах – сколько раз за свою жизнь сотни поколений праукраинцев начинали новый день с этой умиротворяюще-вечной картины постоянства бытия… Каменные истуканы издревле охраняли бескрайнюю Приазовскую степь, а теперь оберегают покой украинских хранителей древности. Кто они и зачем пришли в этот мир – эту загадку пытается разгадать не одно поколение историков, так и оставаясь где-то между теориями и легендами.
Из уст в уста на протяжении веков украинцами передавалась красивая легенда о народе великдонов, пришедших в этот мир за долго до того прекрасного мига, когда первый солнечный луч коснулся этой грешной земли. Первые земные жители они были могучи, так что от их шагов сотрясалась земля, но неблагодарны – когда великий и всемогущий Создатель решил осчастливить их появлением Светила вместо благодарности великдоны взобрались на вершины своих холмов и стали плевать в огненный диск. Разгневанный повелитель всего сущего на земле проклял первородцев, значительно уменьшив их и навсегда обратив в камень среди Таврических степей.
Черный день в истории мирной Украины, когда сотни тысяч оказались под радиоактивным ударом, целый город фактически прекратил существование, а земля оказалась зараженной на многие десятилетия. Страшное слово Чернобыль во всем мире стало синонимом апокалипсиса, а имена его жертв превратились в рокот похоронного колокола на поколения вперед, и ликвидаторы катастрофы были в первых рядах.
Но список имен тех, кто первыми был брошен в огненный ад реактора мог бы быть намного длиннее, если бы не сила воли в противостоянии государственной доктрине и настойчивость одного человека…
Покорившая весь мир заморская игра появилась в устье Кальмиуса где-то на рубеже XIX и ХХ столетий, хотя версии об ее основоположниках разнятся – от моряков английских торговых судов на циклодроме у Городского сада до иностранных инженеров с «Никополя» или «Русского Провиданса», а может правила игры кожаным мячом почерпнул кто-то из купленной за сорок копеек брошюры Л.Н.Можаровского «Футбол. Руководство и правила» напечатанной в Одессе в 1909-ом.
Хотя официальной точной отсчета существования мариупольского футбола считается турнир пяти портовых городов (Бердянск, Таганрог, Керчь, Мариуполь, Феодосия), проходивший в последней в 1912-ом, где команда во главе с чехом Стефаном Красовским заняла почетное третье место по «круговой системе» как указано в заметке от 4 августа журнала «К спорту».
Он попал в Мелитополь практически сразу после окончания Московской лесной академии, в жаркую летними месяцами и продуваемую всеми ветрами студеными зимами Приазовскую степь, где веками гулял лишь беспризорный ковыль да орды кочевников. По правде, конечно, нужно сказать, что за тридцать лет с момента основание в 1845-ом творение Корниса превратилось в сорокогектарное зеленое чудо – лес там, где отродясь не задерживалась ни одно дерево. Так что молодой талант Павла Михайловича Сивицького принял в свое владение в 1874-ом не голую пустошь.
Однако тяжелые последствия для Московской империи Крымской войны 1853 – 1856 годов давали о себе знать – тотальная нехватка средств для найма работников и покупки средств труда да природные сюрпризы от периодических паводков реки Молочной до летних приазовских засух сделали свое черное дело – часть ранее высаженной Бердянской образцовой лесной плантации погибло.