Она приходит через небесные врата из Рая, чтобы пробудить от зимнего летаргического сна на украинской земле все живое и не живое. Скованная долгими месяцами холодов природа уже с Василия начинает обратный отсчет до вожделенного тепла и грядущему с ним возрождению, в каждом солнечном луче, в каждой капле оттепели пытаясь разглядеть приближение весенней поры.
В древних украинских верованиях Весна отождествлялась с прекрасной царицей Лелеей, непременной спутницей бога солнца Ярила, которые парой приходили на землю, и вместе возвращались в теплые края осенью. Их образы были настолько тесно переплетены, что весну еще звали Яром («Яр (весна) – наш отец и мать, кто не посеет, не будет собирать»). Они – покровители любви и продолжения рода во всех их природных ипостасях.
Она запускает новый, в 2024-ом — 7532, оборот Кола Сварожого в ночь на 1 марта с его тринадцатью месяцами и старославянским укладом встречей прекрасной красавицы-царицы Лилеи, которая приносит новую жизнь солнечными лучиками в своих расплетенных косах, капельками росы на подоле своего легкого платья, крошками пыльцы на лепестках лилии в руках. Явдоха (древняя богиня Яра) — та, кто отваряет украинскую землю легкому пути той прекрасной царицы возрождения, что идет рука об руку с великим Ярилом, потому что она и есть весна.
Причем в древние времена именно 1 марта, как праздник первого дня Нового года (до 1348 года, а с изменением официального календаря — Нового земледельческого сезона), в украинских больших и малых поселениях широко отмечался праздник Коляды (производное от Кола), а пение колядок гармонично соседствовало с призывными веснянками. Ведь считается, что священная для украинцев щука-рыба, живущая в колыбели мира-воде, именно в этот день своим хвостом разбивает на реках, озерах и прудах лед, освобождая живительную влагу из зимних оков. Именно поэтому в этот же день чествуют Марену, богиню украинских водоемов, топя ее чучело (или ивовые ветки, как ее олицетворение) в местной реке. Вода в этот день считается особенно целебной, поэтому ею кропили все вокруг в доме и во дворе, поили скот, поливали цветы, умывали все семейство.
Активный поборник собственной украинской православной церкви под покровительством Вселенского патриархата и противник униатства, ректор и первый преподаватель латыни Львовской братской школы, основатель и первый глава Киевского братства, митрополит Руси-Украины, духовный наставник Петра Могилы… его регалий и почетных званий, как признание выдающихся заслуг перед украинским православием и не счесть, не зря же признан отечественной церковью святым. Иов Борецкий всю жизнь возложил на служение интересам своей страны в сложившихся обстоятельствах господства Ричи Посполитой, полностью оправдав свою фамилию.
Родившийся в семье мелкого украинского шляхтича в галицких Бирчах Русского воеводства образца 1660 года, он получил блестящее, как в то время образование во Львовской братской школе и Острожской академии, Краковском университете… Неудивительно, что в свои сорок четыре он возвращается в свою львовскую Альма-матер в качестве первого в истории заведения дидаскалом латыни (также преподавал греческий и польский) с должностным окладом в десять злотых.
Священные для каждого украинца птицы, которые приносят Весне ключи от неба, жаворонки. Они почитались предками с давних времен, как души умерших детей. Именно поэтому в славянской культуре существует строгий запрет на любое их оскорбление, а магия их символизма была настолько влиятельной, что для них существовал собственный вид обрядово-жертвенного хлеба, которым призывали приход весны с ее возрождением жизни и исполненного надежд нового года ( ведь предки вели ему отсчет от Явдохи, с 1 марта).
Причем согласно древним верованиям души умерших детей через жаворонков возвращались на землю, а потому угощение ритуальным печеньем соседских малышей, которые его крошками угощали божьих птиц, словно выкупало у небес отнятую преждевременно душу, которая могла возродиться в другом ребенке скорбной матери. Детское ритуальное проклятие старших «чтобы никогда у вас не было «жаворонков»« считалось на бесплодием, его очень трудно было снять даже у всесильных непростых.
Долгожданная весна меньше чем через неделю начнет свое победное шествие по соскучившейся за долгие холода украинской землей. Ее скорый приход уже чувствуется в неожиданно налетевшем дуновении теплого ветра, едва заметно набухших почках, высоте небесной голубизны. Но официальными глашатаями весны во все времена в украинской культуре считались вернувшиеся с юга птицы.
Хотя исторически веселый праздник Обретения происходит с праславянских времен, появившееся позднее христианство перекрестило его на свой лад, назначив на 24 февраля собственную поминальную дату, якобы первого обретения головы Иоанна Крестителя, место нахождения которой было скрыто по приказу царя Ирода и о котором дух казненного святого поведал своим последователям.
Весенние молнии – будители земли от зимнего летаргического сна. Они прилетают на крыльях ветров, гонящих проч остатки снегов и морозов, ведя за уздечку полные живительной влаги тучи, которые прольют ее на поля и степи, сады и огороды, чтобы проснулись деревья и травы, подарив миру свою силу и красоту.
Вот только молнии те вместе с жизнью несут и смерть сжигая своим небесным избранных и случайных. Тушить то пламя, которое занялось от молнии, не стоит, да и зря, потому как небесный огонь обычными земными средствами не погасить. Методом проб и ошибок за тысячелетия украинские предки открыли лишь единственный надежный способ его погасить — освященная на Сретение в церкви свеча. Были еще тушение козьим молоком или сывороткой, но действие этого средства было довольно ограниченным (хотя с практической точки зрения это возможно обуславливалось ограниченным количеством этого продукта животного происхождения в нужнный момент под рукой).
Согласно объектно-духовным представлениям украинских преотцов каждый человек — это целая вселенная (правда, в значительно уменьшенной ее версии), в которой каждая часть тела ассоциативно отвечает общему представлению о мироустройстве с его богатым метафизическим наполнением. И в этом ряду одной из главных составляющих были человеческие ноги, как сакральная связь с землей и духами предков, стоявших у истоков его появления на земле и благополучия рода.
Именно поэтому сапоги (ножное защитное облачение) в украинской культуре занимали одно из самых почетных мест, как символ земного изобилия и почитания предков. Именно поэтому обувь была едва ли не самым дорогостоящим и вожделенным подарком, который дарили молодые люди на сватовство (примет их девушка – согласна стать его невестой, а нет – «ліпша наша Марися за ваші черевички з бурякової лички, папером підбиті, в таких хіба до худоби ходити» ), молодой – теще, как выкуп за невесту на свадьбе (чтобы кроткой и не сварливой к зятю была), детям – их крестные родители (символ духовного родового единения).