Последний месяц настоящего тепла, и хозяин-лето уже на пороге прощается с украинской землей до следующего года. Ну, когда же еще будет такая возможность поблагодарить богов-Спасов за их милость, за щедрые урожайные дары и помощь во время тяжелого полевого сезона? Время обжинков и богатого стола, окутанного дурманящим ароматом свежих ягод, фруктов, овощей, хлеба и золотого меда… Гедзень, годувальник, густинь, ильовиць, илевей, елевей, жнивець, зарень, зорянчик, кивень, кивень, копень, припасень, спасовець, травник, хлебосол, хлебочол.., хотя официально в Украине он известен под именем Cерпень (Август).
Интересно, но само название месяца в украинском народном календаре предполагает наличие в нем серпа, но природные условия в Украине таковы, что сезон жатвы уже заканчивается до его начала, а последний сноп сжатый и должным образом уваженный (или как говорили в народе, «косу оставь в июне, а серп – в июле»). Вероятно, свое имя последний месяц лета получил в знак уважения и благодарности главному орудию-кормилу, когда его с почестями провожали «с нивы» после достойного выполнения своей тяжелой работы в текущем году.
Горох — одна из древнейших растительных культур, кормившая украинцев тысячелетиями. Ведь его вкусовая неприхотливость и энергетическая ценность (или как говорили в старину: «горох – половина хлеба») позволяла не только использовать ее в качестве составляющей многочисленных блюд (первых, вторых, закусок, мучных), но и в качестве самостоятельного, причем как соленого, так и сладкого.
Одним из простых ежедневных первых блюд на украинском столе и сейчас остается гороховый суп. В духовном плане он стоит где-то рядом с королем украинского стола-борщом, потому что иногда подается в качестве поминального блюда, как дань духам предков, обязательно горячим, чтобы душистый пар мог достигнуть самих достигала небес, где они покоятся.
Он сын самого Перуна, брат Ильи-Громовика и Огненной Марии. Он — надежный часовой праздничных дней и украинских традиций с отцовым оружием в руках и старательный помощник хозяйкам в их капустных заботах. У него много имен в разных регионах Украины, хотя одна духовная сущность и небесный долг. Паликопа, Палий, Чур/Нур (на древнеславянском – жеч), Пращур, Балий, Капустяник, в православии перекрещенный на Пантелия, Пантелеймона, праздник которого отмечается 27 июля.
Главной миссией Паликопа, которую делегировал ему отец Перун, даже для этих целей доверив свое оружие, было надзор за соблюдением украинцами родовых канонов, которые тысячелетиями передавались из поколения в поколения их предками; и праздничных традиций в частности с их праздностью, многочисленными ритуалами, предрассудками и запретами, не даром же говорят: «Палий – страж праздничных дней».
Самый желанный, ожидаемый, плодотворный день года, кормящий хлебом всю семью все последующие двеннадцать месяцев. И вместе с тем -один из самых тяжелых в физическом плане во всем полевом сезоне, но того стоят душистые паляницы, булочки, вареники, блины, мандрики… один ароматный запах которых — непременный атрибут любого украинского дома в будни и, конечно же, праздники. Хлебов день, что год зачинает.
И хотя зажинки уже месяц, как отпразднованны, а первую рожь сняли с нивы еще на Прокопа, именно 24 июля (день торжественного начала жатвы пшеницы) издавна в Украине считалось Хлебным праздником. Пришедшее значительно позже на эти земли христианство перекрестило его в честь своих святых Бориса и Глеба, но, несмотря на все старания церковников искоренить славянские традиции, пластическая народная мудрость просто объединила эти два праздника, сохранив древние ритуалы и верования, но прибавив к названию имя первого из тандема назначенных святых – так появился Борис-Хлебник.
Его увитую многочисленными лаврами от самого почетного «Отца украинской прозы» до многих-многих с добавлением уважаемых «первый» или «основатель» (Харьковского профессионального театра, журнала «Украинский Вестник», альманаха «Молодык»…) фигура в истории украинской литературы является монументальной . И при всех этих регалиях, чинах и званиях, за ней проступает обычная человеческая судьба с ее взлетами и падениями, радостями и печалями. Григорий Квитка-Основьяненко, литератор, общественный деятель, украинец.
Муза, видимо, постоянно отдыхала на колыбели второго сына коллежского советника из древнего казацкого рода Квиток, но так и не смогла уберечь малышей от нерадивой няньки, которая сорвала малышу ячмень на глазу, в результате чего ребенка не только осыпала «золотуха», а и на несколько лет он потерял зрение (со временем восстановился). Это просто не могло не сказаться на характере Гриця — он «закрылся», стал уязвимым и психологически, и физически, а единственной отрадой стали книги, которые он буквально глотал, да домашние театральные постановки.
Величественные Карпаты, которые тысячелетия бережно обволакивали своим плотным одеяло легенд, чтобы уберечь от капризов разрушительного дебошира-времени. Кажется, у каждого камешка в том волшебном месте есть своя полуистория-полумиф, которая существует где-то между небом и землей в мягких клубах облаков, цепляющихся за горные вершины.
Величественная же фигура Говерлы мощным магнитом привлекала к себе внимание во все времена… Украинские легенды утверждают, что когда-то она была прекрасной панночкой с зеленой лентой в волосах, любимой дочерью самого горного хозяина, которая очень любила с самой зори бегать по родительским просторам — где эдельвейс сорвет, где ножки в утренней росе сполощет, где личико в ручейке умоет, даря радость всему живому в карпатском царстве.
Ужасы летящие на крыльях ночи. Ими издавна пугали не желающих ложиться спать в положенный час украинских детей, наполняя для них темноту за окном невидимыми тенями призраков, которые своими глазками пристально следят за непослушными, чтобы при первой возможности утянуть в липкой паутине своих чар-снов в подземное царство вечного небытия. Гавы ночных ужасов, гавы детских лени и безделья.
Они – то ли страшные волко-собаки с обжигающими, как угли из печки, глазами, то ли серо-черные вороны (по другим утверждениям – схожие на них хищные птицы) со торчащими во все стороны перьями, лающие не природно по собачьи (возможно, именно этим они обязаны своим именем). Гавы по преданию приходят на землю вместе с сумерками и идут до первого рассветного луча, потому как одно лишь его прикосновение оставляет на их шкурке страшные ожоги, а поток света – испепеляет дотла.