Обычное украинское село на Сумщине послевоенного образца. Обычная учительская семья Ющенко. Отец Андрей Андреевич – фронтовик, узник немецких концлагерей под наблюдением московских карателей из КГБ за сотрудничество с украинскими националистами, которому точно было не до заучивания украинских песен, поэтому до конца жизни в застольях он всегда пел лишь единственную известную ему «Розпрягайте, хлопці, коні». Ну, кем еще мог вырасти его сын, как не настоящим украинцем?
Хоружевское детство Виктора ничем не отличалось от сотен тысяч других детей от Сяна до Дона: дом с бесконечными хозяйственными заботами, школа, компания сверстников, любимые книги о захватывающих путешествиях… Именно последние породили мечты об археологической карьере, чтобы своими глазами увидеть остров Пасхи, затерянные в джунглях Амазонки племена, прочитать не известные иероглифы египетских пирамид… но все те мечты вдребезги разбились о прагматизм матери: «Будешь бухгалтером!».
Когда солнце прячет за горизонт свой последний золотой луч, и сплошная мгла постепенно окутывает каждую былинку и животину своим плотным одеялом сплошной тьмы, на крыльях ночи на грешную землю согласно украинской мифологии прилетают целые стаи безжалостных бесиц тьмы – ночниц, родившихся из затерянных между двух миров душ то ли умерших из-за неразделенной любви девушек-самоубийц, то ли перерожденных бывших земных ведьм.
Люди говорят, что именно их волшебство — главная причина бессонницы на земле, будто они забирают сон у тех, кто стал причиной их смерти (любчика или разлучницы), а когда доведут свое черное дело до конца и положат свою неразделенную любовь или счастливую соперницу в гроб (ведь человек абсолютно без сна может прожить всего десять дней, а хроническое недосыпание выжимает жизнь из бренного тела по капле день за днем), переключаются на их детей, а потом – потомков, поколение за поколением (в народе детская бессонница так и называют — ночница). Еще говоря, они преследуют тех, кто деньги потерял.
В современной истории это сражение в киевской Лукьяновке 9 февраля 1923-его многие называют последним боем холодноярцев. Хотя фактично последний победный освободительной войны у воинов Холодного Яра еще впереди. Ведь духовные потомки тех, кто тогда столетие назад взял оружие в руки в борьбе за украинские суверенитет и независимость, сейчас в рядах ВСУ заканчивают их дело окончательного решения вопроса существования извечного врага человечества.
Началось открытое бескомпромиссное противостояние холодноярцев с московитами в далеком 1918 году на подворье Мотронинского монастыря, где же еще украинское оружие могло получить благословение на священную войну со своими извечными угнетателями за собственную землю, как не в родном доме Божьем? – правое дело, и за какие-то считанные места первоначальный повстанческий отряд в двадцать два человека превратился в целую украинскую республику среди сплошного мрака московской оккупации, контролируя немалую часть Черкасщины.
Украина — не Московия, никогда не была и не будет, о чем свидетельствуют не только события новейших дней, но и голос иностранцев из прошлого, которые говорят лучше, чем многочисленные тщательно сфальсифицированные за столетия московской оккупации документы.
Так согласно записанным со слов очевидцев «Lettera d’Alberto Campense» Альберто Кампензе столица русинов Киев по состоянию на 1534 год была хоть и сильно разграблена и опустошена золотоордынцами, но оставалась «одним из самых красивых и культурных городов Европы» с упорядоченной организацией, богатыми домами и чистыми улицами, в то время как сама Украина того времени была высокоразвитой цивилизованной страной, половина населения которой жила в городах с Магдебургским правом общей численностью около тысячи, благодаря чему фомировалось девяносто процентов дохода (Иван Крипьякевич).
Он был Белым в добожественные времена, когда служил лишь временным убежищем для путников-торговцев всех национальностей на длинном морском пути с востока на запад и в обратную сторону да перелетных птиц в их ежегодных не ими придуманных путешествиях север-юг. Такой бы заурядной, исключительно географической единицей украинский остров в устье Дуная и оставался в истории, если бы не аура мифов и легенд, окутавшая его плотным муаровым саваном таинственности затерянной где-то меж небом и землей.
Появляется он на страницах летописей еще в далеком VII веке до нашей ери под названием Левка (с древнегреческого «белый», «светлый», «сияющий»), хоть уже столетие жил в нетленных гомеровских «Иллиаде» и «Одиссее», которые до недавнего времени считались лишь поэтически-мифологической выдумкой автора, а сейчас все более уверенные переходят в разряд исторических опусов, в которых по истечению большого промежутка времени (как-ни-как пол-тысячелетия прошло с Троянской войны) герои и события автор передает через использование божественных образов.
Судьба привела его в этот мир в самый страшный год для Украины год, когда каждый день тысячи стариков, малых и не рожденных умирали ужасной голодной смертью по решению оккупационных московских властей, решивших искусственным Голодомором 1932—1933 годов обуздать свободолюбивый украинский дух. К тому же его научной колыбелью была вся Украина от суровых степи многострадального Донбасса до древних Карпатских горных хребтов. Как испытания закаляют сталь, так и Бориса Яценко родная земля вырастила настоящим своим Сыном, который до последнего вздоха боролся за историческую справедливость для своей родины.
Счастливое сумское взросление, брошенная Львовская политехника ради Горловского «иняза» по зову души с отличием по специальности «Английский язык, украинский язык и литература», двухмесячная преддипломная стажировка в Англии и Шотладнии зимой 1958-ого, преподавание в закарпатском селе Велятин на Хустщине, кабинет иностранных языков областного Института усовершенствования учителей (на основании собственного богатого опыта разработал эффективную систему методической работы, внедренную в школьное образование страны 1986 году), Ужгородское отделение Института проблем регистрации информации Академии наук Украины…
Среди пустыни всемирного великого Ничто, когда из Всевидящего ока вечности (как Бога тогда именовали украинские предки) на землю пала первая слезинка в память по Старому поглощенному холодом равнодушного Хаоса миру, то обернулась она прекрасной Первоптицей (Сокол-Прадид, Сокол-Род), который стал символом новой жизни на планете – так в украинской мифологии именно соколиными усилиями битие начало свое возроджение-перерождение с берегов первореки-Дуная.
Согласно древним славянским легендам прекрасно сохранившимся до сейчас в стихах запевок-колядок-щедривкок, которые сюжетно тесно переплетены с индоевропейским культурным достоянием как частью общих истоков, именно Первоптице пренадлежит честь создания первой колыбели-гнездышка возрождения мира. Она сплела его своими неусыпными трудами на вершине явора (отождествление Мирового древа жизни, в цветущем ветви которого роятся медоносные пчелы, а по веткам сидят кукушки и ласточки), перевивая барвинком и душистыми травами, устилая мягким цветом калины внутри, обкладывая снаружи терном для защитными, на верхушке — чистым золотом (символ солнца), чтобы в любви и уюте добра и красоты породить на свет первое яйцо прекрасного бытия всего сущего, пока Всевидящее око плакало об утраченном прошлом, создавая животворные реки, моря и океаны.