Выбор, простой выбор между добром и злом предстанет перед ним, как и перед многими другими украинцами рожденными на рубеже ХІХ и ХХ веков, во времена, когда судьба наконец-то подарила Украине реальный шанс избавиться от удушающих «братских» объятий московской оккупации вследствие ослабления последних проигрышем Романовской империи в мировой войне. Хотя на самом деле проблемы выбора для Всеволода Змиенко, сына свободолюбивой украинской Одессы, не существовало, потому что его сторона в той войне априори была очевидна.
Рождение на побережье кроткого Черного моря в цветущем 1886-ом дало парню время на полноценную военную подготовку к будущим вызовам судьбы: Одесское юнкерское пехотное училище, Киевская старшинская школа, Николаевская академия Генерального штаба… Он был рожден воином, хотя первый военный опыт, ранения и ордена с Георгиевским оружием получил, сражаясь под знаменем империи московского двуглавого орла на полях Первой мировой.
Необыкновенно прекрасная в изяществе своих абрисов чудесная трава, каждый листок которой с его причудливо-изысканным рисунком — произведение искусства, будто прихотью всесильного мага перенесенная из дальних амазонских джунглей на украинские просторы. Кто еще из природных щедрот может поспорить с папоротником за звание самого известного и мистического растения Украины.
И хотя в народе говорят, что все дары Флоры — от Бога, и лишь папоротник — от черта (второе название — дьявольская трава или волчья), именно вокруг последней, а конкретней – ее цветка счастья, сосредоточено верование и обрядность главного украинского дохристианского праздника Ивана Купала ( недаром же ее еще называют Перуновым огнецветом), на которое якобы она появляется среди пышных зеленых листьев (по другой версии красная звезда на папоротнике расцветает в «воробиную» ночь среди яростных завываний ветрено-дождевой непогоды под аккомпанемент грома в потустороннем блике молний, собрав щедрую дань невинных птичьих жизней, иль в ласковом летнем мареве Зеленой субботы).
Обычный польский паренек из рабочей семьи, которых немало слонялось на изломе эпох по улицам тогда еще российского Венгрува… кто же мог усмотреть в нем будущего серийного убийцу и маниакального фаната палача-Сталина, на руках которого будет кровь миллионов замученных голодом и убитых украинцев. Станислав Косиор – коммунист со стандартной советской судьбой.
Неудивительно, что его родители люмпен-пролетарии вскоре перебрались из по-европейски спокойного Царства Польского поближе к своим единомышленникам, в эпицентр рабочего движения Краснодарщины. Там, при Сулинском металлургическом заводе, юноша закончил профессионально-техническую трехлетку и с этим багажом знаний отправился покорять Донбасс.
Пожалуй, пирожки в украинской национальной кухне занимают чуть ли не второе место после хлеба среди мучных изделий. Ведь их соленое или сладкое вкусовое и видовое разнообразие найдет свой путь к душе каждого привередливого гурмана с самыми изысканными кулинарными прихотями. Эти золотисто-румяные кусочки даров украинских полей и природных щедрот — непременный атрибут обрядового стола, независимо от его официального повода и социально-религиозного значения (с той разницей, что в пост состав начинки соответствует церковным запретам).
Фактически для изготовления пирожков в Украине используется три вида теста: пресное, квашеное и слоеное, хотя иногда использовались и квашено-слоеные вариации. К тому же у каждой хозяйки имелись в запасе собственные секреты приготовления вкусного теста посредством замены воды в традиционных рецептах молоком, сывороткой, сметаной иль добавлением сливочного масла, сушеной сахарной свеклы или увеличение/уменьшение определенных ингредиентов, времени выдержки.
Хлеб… как много стоит за этим словом заботы, труда и бессонных ночей сажающих, лелеющих, собирает, выпекает его своими руками. Он традиционное украинское повседневное блюдо, изготовленное их ржаной (обусловлено большей урожайностью этой злаковой культуры в Украине) муки с примесями пшеничной, ячменной, гречневой или овсяной на закваске. Праздничный вариант — дрожжевая паляница или торжественный каравай:/ru/2603/ukrainskii-svadebnyi-karavai.
С хлебом украинец приходит в этот мир («крестильный калач»), и с ним же уходит в небытие (краюха «на веку» гроба и поминальный). Поэтому хлеб, который назывался еще «учиненным», первым ставился на стол и выполнял также обрядовые функции бытовой защиты семьи, изготавливался обычно на хмельном растворе с добавлением предыдущей выпечки или вечной закваски (кваши) из муки и воды, которая перед тем три дня набирала силу в тепле при ежедневном удвоении объема добавлением ингредиентов.
Святки на украинской земле существовали за долгое время до появления христианства. Тысячелетиями зимнее солнцестояние, как символ рождения нового цикла земного бытия, служило праукраинцам знаком к началу веселых празднований с традиционным обрядовыми мероприятиями, колядковым пением, игрищами и просовой кутью с медом и блинами, которые органично вплетались в канву славянских верующихо о Даждь-боге солнца и душах предков-хранителей рода (недаром же «календе», в разных интерпретациях чествования нового года через призму поклонения душам умерших предков, существовала почти во всех древних культурах мира).
С отвоеванием религиозных позиций христианством, вековые украинские зимние праздничные традиции вместо того, чтобы исчезнуть в водовороте времени, стали частью рождественских народных гуляний, начинавшихся со Свят-вечера 24 декабря и заканчивавшихся Крещением 6 января. Но задействованы они были уже в церковном контексте, заменившем собой культ старых богов. Кутья, гадания, игры с машкарой («козой») и колядование так остались в украинских святках (хотя время от времени христианские священнослужители и пытались их запретить как языческие); лишь Иисус заменил в колядках Даждь-бога (символ солнца), святые апостолы Петр и Павел – бога Велеса (покровителя домашнего скота), а Дева Мария стала хранительницей домашнего очага Ладой.
Общие очертания современной цивилизации на карте земной тверди начали вырисовать еще шумеры в VII тысячелетии до нашей эры, когда на свет появились Чатал-Гейк (ныне Турция) и Иерихон (Палестина), население которых составляло 6000 и 2000 человек, проживавших на площади в 13га и 4га соответственно. Они считаются первыми протогородами (большие поселения с признаками административной организации) планеты.
Интересно, что их европейские последователи располагались именно в Украине, а точнее на территории современных Кропивницкой и Черкасской областей, и существующих до сих пор в качестве сел Небелевка и Федировка, население которых в 4300 году до н.э. уже насчитывало 3000 и 1800 человек соответственно. В то время они были самыми большими поселениями Европы.