Исконная украинская заповедь, тысячелетиями хранившая нацию на долгом пути испытаний магией мудрости предков: «Построить дом, выкопать колодец, посадить дерево, вырастить сына» (для себя, для людей, для природы, для продолжения рода) – именно благодаря этим четырем китам Украина сейчас со щитом и мечом гордо идет сквозь пламя последней войны со вселенским злом.
И колодцы, как вклад в сокровищницу всеобщего благоденствия, в этом логическом ряду после обустройства-порядка персонального небольшого кусочка вселенной (собственного дома) занимает второе место, ведь они согласно украинской традиции не имели собственников (кем бы ни были построены) и всегда сооружались за забором участка вдоль улицы, пути или на развилке, чтобы каждый путник в любой момент мог утолить свою жажду (обычно для этого на край ставили чарку или другую посуду для питья).
Первый день весны, с которым на украинскую землю обычно возвращаются солнце, тепло, жизнь и надежда… обычно, но не 1 марта 1943-го, ставшего последним днем для тысяч украинцев уничтоженных в небольшом городке Корюковка во время карательной операции венгерских жандармов 105-й легкой дивизии генерал-лейтенанта Золтана Иоганна Алдя-Папа, действовавшие бок о бок с немецкими защитными отрядами (СС), двумя годами ранее расстреливавших евреев в Бабьем Яру.
А провинился тогда еще поселок перед оккупационными властями тем, что в его пригородах активно действовали советские партизаны, одним из предводителей которых, Феодосий Ступак, был родом из Корюковки и ранее, при московских оккупантах, возглавлял местный колхоз. Именно жену и детей последнего полиции заключили в тюрьму, взяв в заложники. На следующий день после убийства Ступчихи в тюрьме партизаны провели операцию мести и освобождения мз тюрьмы ее детей и своих приспешников, нападением 27 февраля 1943-его на местный охранный гарнизон, убив семьдесят восемь и пленив восемь мадьяр-нацистов.
В те далекие времена, когда на свете еще не существовало стеклянных банок с жестяными крышками и тетрапаков для длительного хранения живительного сока украинских садов, а все разнообразие столь необходимых человеческому организму во время бесконечной серости зимних дней витаминов не умещались в одной таблетке, украинская традиционная кухня уже имела свой секрет зимнего витаминного коктейля бодрости, и имя ему было узвар (или как его еще называли: вар, звар или кислица).
Один из самых распространенных на украинских просторах напиток изготавливался из местных фруктов и ягод (летом – свежих, зимой – сушеных). Поэтому обычно его компонентами в разных сочетаниях были: яблоки, груши, сливы, чернослив, вишни, абрикосы, черника, малина, смородина, виноград, малина, земляника, иногда мята или мак в качестве изюминки вкуса, которые отваривали (отпаривали) в печи, настаивали, а затем отцеживали и по вкусу хозяйки добавляли меда для сладости. Иногда перед варкой фрукты предварительно замачивали на три-четыре часа для уменьшения срока варки до десяти-пятнадцати минут с минимальным эффектом кипения.
Колоритная черноморская жемчужина-Одесса, которую зимой 2022-2023 вместе с другими украинскими городами и селами беспринципные московские оккупанты любым способом пытались сломить и покорить, нарушив все писаные и не писаные международные правила и законы ведения войны, в том числе уничтожением ракетными обстрелами критической гражданской инфраструктуры электро-, тепло-, водо- и газоснабжения. Вот только Кремль не выучил украинский урок; план не сработал.
Масштабное длительное обесточивание, а вместе с ним и остановка всех других коммуникаций Одессы уже было в не столь далеком 1975-ом, когда ледяной дождь, минусовая температура и сильный ветер оборвали провода, и армагеддон от этого не настал. В ноябрьский одесский апокалипсис для питания города был придуман остроумный план запитать часть города от двигателей пришвартованных в одесском порту кораблей. В числе которых был и лайнер «Россия» с шестью дизель-генераторами МАН на борту. Интересно, что судно с таким названием тогда было одним из спасателей черноморской жемчужины и ее жителей от холода, в то время как страна с таким же через четыре десятилетия совершит многочисленные попытки сделать равно противоположное. Возможно потому, что под фальшивым названием скрывается та самая человеконенавистническая кровожадная золотоордынская Московия?
Обычное украинское село на Сумщине послевоенного образца. Обычная учительская семья Ющенко. Отец Андрей Андреевич – фронтовик, узник немецких концлагерей под наблюдением московских карателей из КГБ за сотрудничество с украинскими националистами, которому точно было не до заучивания украинских песен, поэтому до конца жизни в застольях он всегда пел лишь единственную известную ему «Розпрягайте, хлопці, коні». Ну, кем еще мог вырасти его сын, как не настоящим украинцем?
Хоружевское детство Виктора ничем не отличалось от сотен тысяч других детей от Сяна до Дона: дом с бесконечными хозяйственными заботами, школа, компания сверстников, любимые книги о захватывающих путешествиях… Именно последние породили мечты об археологической карьере, чтобы своими глазами увидеть остров Пасхи, затерянные в джунглях Амазонки племена, прочитать не известные иероглифы египетских пирамид… но все те мечты вдребезги разбились о прагматизм матери: «Будешь бухгалтером!».
Когда солнце прячет за горизонт свой последний золотой луч, и сплошная мгла постепенно окутывает каждую былинку и животину своим плотным одеялом сплошной тьмы, на крыльях ночи на грешную землю согласно украинской мифологии прилетают целые стаи безжалостных бесиц тьмы – ночниц, родившихся из затерянных между двух миров душ то ли умерших из-за неразделенной любви девушек-самоубийц, то ли перерожденных бывших земных ведьм.
Люди говорят, что именно их волшебство — главная причина бессонницы на земле, будто они забирают сон у тех, кто стал причиной их смерти (любчика или разлучницы), а когда доведут свое черное дело до конца и положат свою неразделенную любовь или счастливую соперницу в гроб (ведь человек абсолютно без сна может прожить всего десять дней, а хроническое недосыпание выжимает жизнь из бренного тела по капле день за днем), переключаются на их детей, а потом – потомков, поколение за поколением (в народе детская бессонница так и называют — ночница). Еще говоря, они преследуют тех, кто деньги потерял.
В современной истории это сражение в киевской Лукьяновке 9 февраля 1923-его многие называют последним боем холодноярцев. Хотя фактично последний победный освободительной войны у воинов Холодного Яра еще впереди. Ведь духовные потомки тех, кто тогда столетие назад взял оружие в руки в борьбе за украинские суверенитет и независимость, сейчас в рядах ВСУ заканчивают их дело окончательного решения вопроса существования извечного врага человечества.
Началось открытое бескомпромиссное противостояние холодноярцев с московитами в далеком 1918 году на подворье Мотронинского монастыря, где же еще украинское оружие могло получить благословение на священную войну со своими извечными угнетателями за собственную землю, как не в родном доме Божьем? – правое дело, и за какие-то считанные места первоначальный повстанческий отряд в двадцать два человека превратился в целую украинскую республику среди сплошного мрака московской оккупации, контролируя немалую часть Черкасщины.