История
Романтичные 1930-е когда Восточная Европа уже оправилась от ужасов и крови Первой мировой и широко открытии глазами смотрела в будущее в одном шаге от бездны надвигающегося советско-фашистского мрака. А пока…
Пока по-европейски респектабельные магазинчики блестели умытыми окнами на чистеньких усыпанных цветами улицах и размеренный гул многотысячного города своей веселой звонкой трелью оглашало чудо городского комфорта — трамвайчик на конной тяге, первая пробная поездка которого состоялась 25 ноября 1879 года от депо по Городоцкой до Таможенной площади, с тем чтобы 3 мая следующего года открыть регулярное сообщение и положить начало разветвленной сети первого общественного транспорта Львова.
Потом будут попытки в конце 1880-х заменить конную тягу паровой, но в виду появления прогрессивного электричества в 1893 году магистрат принял решение в пользу последнего, что заложило основы будущей многокилометровой линии городского трамвая: первая пробная полуночная поездка 15 мая 1894-го и открытие регулярного сообщения от проспекта Свободы до Лычакова 31 мая того же года, полный перевод подвижного парка с конного трамвая на электричество, который закончился в канун 1909 года.
Но именно тем красным юрким вездесущим трамваям с веселым звенящим голосом 1930-х суждено было стать одним из символов эпохи процветания, прогресса и счастья бытия, все воспоминания о которой так пыталась пять десятилетий задушить в своих смертоносных объятьях разрушительная советская власть.
Именно поэтому на заре нового тысячелетия (в 2010-ом) то время и было выбрано для стилизации кафе «Старенький львовский трамвайчик», которое появилось на Галицкой площади в историческом месте первой городской аварии с участием трамвая, произошедшей более столетия тому назад.
Вот только заведение общепита мало вязалось с историческим обликом памятника основателя Львова королю Даниле, что стало причиной его переноса на площадь перед церковью Успения Пресвятой Богородицы рядом с книжным рынком и переквалификации в туристическо-информационный центр 13 июля 2013 года, которые привели в гармоничное соответствие внешнюю оболочку и внутреннее содержание одного из самобытных львовских памятников.
Архитектура
Воспроизведенный по оригинальным польским чертежам образца 1913 года львовским трамвайным депо памятник-вагончик стоит на оригинальной платформе начала ХХ столетия. Внутри он полностью стилизован согласно канонам вагоностроительства 1930-х: деревянные лавки-сиденья, кожаные ремни вместо поручней, кованные ступени и нависающие плафоны освещения.
Дополнительная информация
Место расположения: Украина, Львовская обл., г. Львов, ул. Подвальная (пл. Успенской церкви).
Как добраться
Автотранспортом по трассам М06 (Е471) (Киев – Житомир — Новоград-Волынский – Львов – Стрий) / М09 (Е372) (Рава-Русская – Жолква – Львов) / М12 (Тернополь – Львов) / М11 (Пшемышль – Городок – Львов) / М10 (Радымно – Яворов – Новояворовское – Львов), а затем по главной до пл. Соборной. В центре: ул. Владимира Винниченка — ул. Подвальная, на которой расположен Старенький львовский трамвайчик.
Общественным транспортом до железнодорожного вокзала Львова, а затем по улицам Замковая — Владимира Винниченка — Подвальная до вагончика-памятника.