История
В те далекие времена, когда церковь и государство шли по истории рука об руку и не мыслимо было существование сколько-нибудь оживленного поселения без храма Господнего, в самом тогда еще совсем молодом сердце Галичины на углу с Рыночной площадью появился православный храм Успения Пресвятой Богородицы (Греческий как его называли местные). Правда факт его существовании на этом месте в документальных источниках упоминается лишь в контексте переноса Успенской церкви ближе к крепостным (ныне Губернаторским) валам и строительства на его месте Латинского собора в 1360 году как индикатор смены подданства на польское.
К моменту грандиозного львовского пожара 1571 года храмовое строение на Подвальной под защитой Королевского арсенала было уже третьим, которое за два века существования церкви не только стало городским православным собором, но и получило в 1585 году статус ставропигиальной (прямого подчинения Константинопольскому патриархату). Вот только здание разделило участь всего старого Львовского центра — превратилось в дым и пепел того разрушительного пожарища.
И хотя уже в следующем году вопрос о восстановлении Успенского комплекса был решен Ставропигийским обществом Львова, куда входили украинские, греческие, молдавские мещане, ремесленники и торговцы, строительство началось с башни-колокольни, что было обусловлено прежде всего оборонными нуждами. Еще через шесть лет для духовных нужд началось возведение часовни Трех Святителей. И лишь последней очередь дошла до храма.
Разработанный в 1597-ом проект создания нового храма Божьего греческого вероисповедания принадлежал городскому гражданину итальянского происхождения архитектору Паоло Доминичи ( – 1618) (Павел Римлянин). В 1591 году главній архитектор (он же поставщик камня) начал строительные работы. Через год к Римлянину присоединился его тесть архитектор Войцех Капинос (1545 – 1610), а в 1592-ом — Амвросий Прихильный ( – 1641), последнему из которых пришлось заканчивать работы одному (в 1597-го тандем Римлянин – Капинос по каким-то причинам был отстранен).
Не смотря на достаточное финансирование, в котором помимо прочих приняли участие гетман П. Конашевич-Сагайдачный, молдавские господари Павел, Иеремия и Симон Могила, московский царь Федор Иоанович (напоминанием об их вкладе служат гербы Молдавии и Московии в центральном куполе), работы растянулись на целых тридцать восемь лет.
Проволочки были связаны с национально-религиозными склоками, в которых местная власть католической Речи Посполитой не всегда принимала сторону Ставропигийского братства: то заготовленную братством известь навсегда «одолжит» городской совет для ратуши (1593), то уже возведенное под крышу кирпичное здание разберут для перестройки в камне (1598), то патриций Кампиан заберет для своей часовни все средние и крупные камни (1627)…
Лишь в 1629 году Успенская церковь Львова была окончена. Освящение же ее 26 января 1631 года в присутствии архимандрита Киево-Печерской лавры Петра Могилы (1597 – 1647) совершил Галицкий епископ Константинопольской православной церкви Иеремия Тиссаровский ( – 1641).
Однако работы по облагораживанию главной святыни Русского квартала Львова продолжались и дальше: в 1642-ом здание покрыли позолоченной жестью, а в середине XVII столетия его украсил обновленный иконостас кисти ученика художника Ф. Сеньковича — Николая Петрахновича-Мораховского (1600 — 1666), который восстановил (наместный, пророческий, праздничный ряды, царские и диаконские врата) и развил (страстной и апостольский ряды) его после пожара возникшего в следствии удара молнии 21 мая 1630 года. В конце того же столетия к северному фасаду была пристроена крытая галерея-аркада .
А в 1773-ем и шестью годами позднее святыня Ставропигийского общества вновь пострадала от разрушительного пожара, из которого вышла с обновленной формой крыши, измененной формой центрального купола и новым иконостасом скульпторов М. Филевича и Ф. Олендзкого (старый был продан церкви села Грибовичи в 1767 году); иконы к нему были написаны в 1854 — 1859 годах польским художником Марцином Яблонским (1801 — 1876) и сохранились доныне.
С установлением Габсбургской короной в 1788 году контроля над галичскими землями, во Львове ушли в небытие расселение по национально-религиозному признаку как и высокие оборонные стены, Ставропигийское братство было распущено, но его Успенская церковь продолжила свое существование, хотя и под знаменем Унии.
ХХ столетие не осталось в стороне от судьбы уникальной жемчужины украинской храмовой архитектуры, пощадив ее во время активных боевых действий двух мировых войн и советского воинствующего атеизма и внеся свою лепту в прекрасный облик: в 1926 — 1927 годах художник Петр Иванович Холодный (1876 — 1930) дополнил интерьеры тремя искусными витражами («Галицкая Русь», «Киевская Русь», «Фундаторы», в числе которых К. Корнякт и гетман П. Конашевич-Сагайдачный), а в период с 1965 по 1973 годы была проведена полная реконструкция храма.
Ныне включенная в качестве неотъемлемой части исторического центра Львова в перечень мирового наследия ЮНЕСКО Успенская церковь хранит в своих стенах всю пятисотлетнюю хронологию событий сердца галичских земель, выступая связующей нитью между поколениями прошлого и будущего Украины.
Архитектура
Трехчастный трехглавый вытянутый прямоугольник храмового сооружения с полукруглой апсидой (восток), небольшим притвором (запад) и крытой пристройкой-аркадой в северной части (35м х 10м), являясь южной доминантой Успенского Ставропигийского комплекса — один из лучших образцов украинской народной архитектуры эпохи Возрождения в изящной обработке итальянских мастеров.
Внутреннее пространство храма, визуально разделенное на три нефа четырьмя изящными колоннами тосканского ордера, поддерживающими массивный центральный купол на парусах покоящийся на небольшом возвышении-барабане. Над прямоугольным притвором с хорами под крестовыми сводами расположен небольшой первый купол, вторящий контуром третьем над апсидой, которая отделена от нефа широкой триумфальной аркой. Общий стиль оформления выдержан в ренессансном ионском духе: подбанники украшены фризом с триглифами и розетками в метопах, колонны и пилястры имеют четкие классические контуры.
Внешний декор львовской Успенской церкви составляют пилястры тосканского ордера, которые визуально подчеркивают трехчастное деление, глухие полуциркульные арки с замковым камнем прорезанные арочными же оконными проемами в обрамлении наличников, мощный антаблемент с украшенным метопами и рельефами на темы Священного Писания («Авраам приносит в жертву Исаака», «Моисей перед неопалимой купиной», «Давид играет на арфе», «Благая весть», «Успение», «Святой Николай») дорическим фризом, а устремленный в высь силуэт развивают три динамичных купола с завершениями в виде небольших фонарей-надстроек.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Львовская обл., г. Львов, ул. Русская, 7 / Подвальная, 9.
Как добраться
Автотранспортом по трассам М06 (Е471) (Киев – Житомир — Новоград-Волынский – Львов – Стрий) / М09 (Е372) (Рава-Русская – Жолква – Львов) / М12 (Тернополь – Львов) / М11 (Пшемышль – Городок – Львов) / М10 (Радымно – Яворов – Новояворовское – Львов). Во Львове по улицам: Богдана Хмельницкого – Липинского – Вячеслава Чорновола — Свободы – Братьев Рогатинцев — Подвальная, последняя из которых выходит к Успенскому храму.
Общественным транспортом до Львова, а затем – в центр города до пр. Свободы (ориентир пл. Рынок), а далее ул. Беринды – Кафедральная площадь – ул. Русская до ставропигиальной церкви.