История
Дикий лес и земляные валы, долгих полтора столетия служившие единственной преградой на пути беспощадного смерча кочевников, отступили под натиском прогресса и цивилизации лишь к концу XVIII столетия. Тогда-то центральная Сумская улица и начала свое победоносное шествие на север как материальное подтверждение темпов роста губернского Харькова.
Так что первые собственники у участков №№21 и 23 появились, видимо, в первой половине XIX столетия, когда после дарования новосозданному университету больших земельных наделов напротив Мироносицкой церкви эта часть города начала интенсивно застраиваться, а стоимость здешней недвижимости – стремительно возрозростать.
Первые достоверные сведения середины XIX столетия связывают двухэтажный кирпичный особняк по будущей Сумской 19 с именем владельцев известного в Харькове магазина платьев для состоятельных дам купцов Каппель, причем им на городском плане принадлежат уже оба вышеупомянутых смежных участка.
Постепенное превращение обычного губернского города в культурно-просветительский центр Восточной Украины и значительное расширение городской черты, которая к концу XIX столетия ступила далеко за водные границы Лопани и Харькова, заставила держателей коммерческой недвижимости подумать о расширении своих площадей – Каппели в середине 1890-х в своем внутреннем дворе строят еще один кирпичный корпус с оформлением фасадов техникой кирпичной кладки.
А уже через несколько лет комплекс по Сумской 21/23 (ныне 19) приобретает для открытия доходного дома Михаил Орестович Лихонин (1847 – ), который начинает свое царствование с масштабной реконструкции комплекса 1902 — 1905 годов по проекту Михаила Иродионовича Дашкевича (1863 — 1830), в ходе которой центральное здание вдоль красной линии Сумской было надстроено на один этаж, с дворовой стороны к нему был пристроен замыкающий п-образный периметр, а фасады решены в стиле раннего барокко.
Спустя пять лет после окончания строительства господин Лихонин продает доходный дом существующему с 1865 года первому страховому обществу «Жизнь». Ему он и принадлежал вплоть до большевицкого переворота 1917 года, после которого слобожанские земли были аннексированы Московией, отменившей частную собственность и отобравшей строение в пользу государства.
Благополучно пережив семь советских десятилетий, а с ними и масштабную реконструкцию в 1979-ом, при независимой Украине уникальная архитектурная жемчужина вернулась под крыло Гермеса и сейчас, уже в статусе памятника архитектуры местного значения, является родным домом для множества больших и малых коммерческих проектов, хотя часть из помещений и осталась в жилом фонде.
Архитектура
Квадратный (сторона 56м) трехэтажный кирпичный оштукатуренный замкнутый периметр с двухэтажным кирпичным флигелем в центре представляет собой яркого представителя харьковской архитектуры, актуальность которого проверена временем. Причем в виду того, что центральная часть вдоль красной линии застройки вобрала в себя более раннюю постройку, здание имеет невысокий по сравнению с соседними цоколь, а его въездная арка расположена под небольшим углом.
Горизонтальное членение первого яруса с львиными маскаронами прямоугольных оконных проемов, изящные балюстрады и чередующиеся треугольные и арочные разорванные сандрики на кронштейнах с листьями аканта второго, рисунок французского руста перечеркнутый строгими линиями замкового камня центрального фасада выгодно подчеркивают боковые и центральный ризалиты, модильоны, профилированный карниз большого выноса, львиные и женские маскароны, колонны ионического ордера, картуши, две мужских кариатиды, на плечах которых покоится балкон, а так же декорированные розетками надстройки парапета. Утонченную симметрию раннего барокко доходного дома Лихонина нарушает лишь проездная арка рядом с центральным входом.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Харьковская обл., г. Харьков, ул. Сумская, 19.
Ссылки
- Записки путешественника. Харьковские прогулки
Как добраться
Автотранспортом по трассе М03 (Киев — Лубны — Полтава — Харьков), М26 (Харьков — Запорожье — Симферополь) или М27 (Харьков — Белгород). С объездной по Сумской до доходного дома Лихонинапо нечетной стороне.
Общественным транспортом до вокзалов Харькова, а затем городским (автобус) до остановки «Сквер победы» / «Городской сад», а затем по Сумской один квартал на юг, вдоль красной линии которого расположен бывший доходный дом страхового общества «Жизнь».