История
Его стены помнят на своем веку первых поселенцев и татарские нашествия, харьковскую крепость и московскую оккупацию, красный террор и мировые войны, духовную нищету советов и зарю новой Украины, пережив вместе со слобожанской землей все исторические взлеты и падения. Покровский собор, коллегиум, монастырь – они единое целое и при этом у каждого своя история.
Город при слиянии Харькова и Лопани хорошо защищенный самой природой и судьбой предназначенный для великих дел. Сплоченная и глубоко верующая община первых поселенцев-черкассов (бежавшие в ничейные просторы Дикого поля от польских национально-религиозных притеснений переселенцы с Западной Украины) конечно же одним из первых общественных зданий возвела храм (Успенский собор).
Удачное месторасположение, хозяйственность и религиозность украинцев обеспечили Харькову быстрый социально-экономический рост, а вместе с ним и увеличение числа церквей, которое по состоянию на конец XVII столетия вместе с соборной состаляло уже восемь, причем одна из них – Покровская освященная в 1689 году Белгородским и Обоянским митрополитом Аврамием Юховым ( – 1702) – была одним из первых каменных городских зданий, на долю прихода которой приходилось восемьдесят семь подворий (или одна улица).
Заурядную судьбу одного из многих изменило знаковое событие для Слобожанщины в далеком Белгороде, где по решению духовного регламента в 1722 году епископом Епифанием Тихорским ( – 1731) было организовано первое высшее учебное заведение Правобережной Украины для детей семей любого звания – епархиальная духовная семинария, которая спустя четыре года стараниями главнокомандующего Украины генерал-фельдмаршала князя Михаила Михайловича Голицына (1675 – 1730) переведена в Харьков.
Именно стараниями последнего учебное заведение, которое должно было обеспечить быстроразвивающийся край (Полтавскую, Екатеринославскую, Воронежскую, Черкасскую, Курскую епархии) квалифицированными кадрами духовных наставников, получило недостроенный дом покойного генерал-майора Федора Владимировича Шидловского (1677 – 1719) внутри крепостного периметра на высоком левом берегу Лопани.
Обустройство же харьковского славяно-греко-латинского коллегиума, под именем которого он снискал широкую популярность, легло на плечи белгородского епископата, не только за свои средства достроившего здание и создавшего всю необходимую ему инфраструктуру, но и приписавшего к училищу приходской Покровский храм.
В виду духовного звания всех семи первых преподавателей нового заведения для решения организационных проблем при нем в 1727 году был открыт Покровский училищный монастырь под предводительством Платона Малиновского ( – 1751), на попечении которого находилась вся экономия учебного заведения, а расходы покрывались за счет сборов тридцатой доли с доходов монастырей и двадцатой – приходов епархии. Кроме того позднее в управление настоятеля обители, который одновременно являлся начальником коллегиума, священным синодом были отданы в управление пустыни Куряжской, Аркадиевская, Чугуевская и Каплуновская церковь.
Для нужд библиотеки духовного училища по распоряжению императрицы Анны (1693 – 1740) были переданы все книги покойного митрополита Муромского и Рязанского Стефана Яворского (1658 – 1722), что стало началом обширной коллекции в две с половиной тысячи экземпляров на разных языках.
И хотя изначально в программе учебного заведения предусматривались часы на изучение естественных наук, языков, музыки, к середине XVIII столетия она практически полностью была сконцентрирована на религиозных предметах (чему немало способствовало особое благоволение к нему белгородского епископата), что стало причиной выдачи именного предписания Екатерины II (1729 – 1796) от 1765 года на возобновление всесторонней подготовки студентов с дополнительным финансированием из неокладных расходов. Это на ряду с церковной реформой (лишение учебного заведения имущественных прав, назначение собственного директора) значительно пошатнуло положение монастыря.
Спасло его активное заселение Восточной Украины и рост численности уже существовавших населенных пунктов, что в 1790-х привело к началу подготовки по созданию самостоятельной Слободско-Украинской епархии с центром в Харькове. С конца 1799 года Покровский монастырь стал архиерейской кафедрой, а училищный храм – кафедральным собором (нижняя церковь Трех святителей оставалась в прежнем статусе до 1817 года).
С введением в сан Слободско-Украинского и Харьковского епископа Павла Саббатовского (1771 – 1832) коллегиум, хоть и сохранивший в качестве дани памяти князьям Голицыным прежнее название, был преобразован в духовную семинарию. Тогда же для его нужд было построено новое здание и освящена особая церковь при нем, что полностью прервало связь между обителью и учебным заведением ее породившим.
Архиерей Павел не только полностью подчинил нуждам епископской кафедры весь Покровский монастырский комплекс, но и значительно его расширил – там где столетие стоял деревянный келейный дом настоятеля появился роскошный двухэтажный епископский дворец с собственной Крестовой домовой церковью на верхнем этаже. При этом сам собор и монастырь, в собственности которых состояло множество харьковских зданий и лавок, пребывал в плачевном состоянии – все средства уходили на содержание епископата.
Ситуация изменилась к лучшему лишь с назначением Харьковским и Ахтырским епископом Иннокентия Борисова (1800 – 1857), который инициировал капитальную реконструкцию храмов. Средства на это решено было изыскать путем заимствования свободных средств других церквей епархии, причислением к его прихожанам всего городского чиновьичего сословия и жителей без домов, а так же с расчетом на благотворительные пожертвования – так у храма появились новый пол и стены под мрамор, новый иконостас, пневматическое отопление, в нижнем Трехсвятском храме изъяты четыре арки, увеличены проемы, сооружены новые двери, перемощен пол, расписаны стены, восстановлен весь иконостас, после чего последний получил крещение в честь Страстей Христовых.
Покровский собор потерял статус кафедрального по ходатайству того же епископа Иннокентия в 1846 году после возвращения кафедры в Успенский. На тот момент в обители осталось лишь восемь монахов, но чудотворная икона Озерянской Божьей Матери, ежегодные вхождения которой в Харьков на зимний период из Куряжа, в скором времени привлекла сюда новых братьев на ряду с огромным количеством молящих.
Во второй половине XIX столетия под храмом Страстей Христовых, там где ранее находились усыпальница выдающихся харьковчан, была устроена нижняя церковь Трех святителей, количество монастырской братии достигала шести десятков, в южной части комплекса специально для чудотворной иконы Озерянской богородицы был построен двеннадцатиглавый одноименный храм.
Красные атеисты, захватившие власть в Восточной Украине на волне переворота 1917-ого, конечно же не пощадили древнюю святыню – Покровский монастырь был закрыт еще в 1922-ом, а братия его разошлась по городам и весям, частью сгинув в коммунистическом пожарище. Строения же самого комплекса на долгие семь десятилетий были приспособлены под нужды различных организаций от местного музея до военкомата Дзержинского района.
Сильно пострадавший во время Второй мировой войны центральный храм комплекса был реставрирован с укреплением основных несущих конструкций, восстановлением глав и основных архитектурных элементов (так же были разобраны более поздние по времени сооружения притвор и переход к архиерейскому дворцу) в 1960 – 1965 под руководством архитектора В.Б. Петичинского и В.И. Корнеева.
Практически на грани падения коммунистического режима 30 сентября 1990 года впервые за много лет при открытии обители был совершен первый монашеский постриг, что стало первой ласточкой возрождения монастырского комплекса вместе с духовной семинарией и полноправным возвращением архиепископской кафедры.
Архитектура
Обширный комплекс Покровского монастыря, ныне занимающий площадь в 1,36га, выступает доминантой Университетской горки со стороны набережной Харькова. В его структуру входят Покровский собор, Озерянский храм, музей истории Харьковской епархии, архиерейский дворец, здание духовной семинарии, здание епархиальное управление Харьковской и Богодуховской епархии, келейный корпус.
Самым интересным зданием комплекса является Покровский собор (1689). В два этажа на подклети (верхний освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы, нижний – святых Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова), четыре яруса, три купола он является ярким примером украинского бароккового храмового зодчества только построенным в камне (кирпич побеленный по тонкой затирке). Трехчастная структура церкви со множеством заломов создает тот непохожим на прочие сооружения (за исключением изюмского Преображенского) образ – к восьмигранному центральному объему примыкают пятистенные притвор и алтарь под сферическим перекрытием, перекрытие нижнего храма – сомкнутые на распалубках, верхнего – восьмигранные верха с двумя заломами.
Из внешнего архитектурного убранства стоит отметить симметричные ризалиты поперечной оси, выполняющие роль контрфорсов, завершением каждого яруса служат многослойные зубчатые карнизы, углы подчеркнуты висячими полуколоннами с перехватами на кронштейнах, которые вторят полуколоннам наличников, удерживающих различные по конфигурации сандрики, первый ярус основного объема завершает обводная крытая галерея с деревянной аркадой.
Рядом с собором расположена четырехярусная с подвалом восьмигранная колокольня того же времени постройки. О ее бывшем двойном назначении (оборонная башня) говорит толщина стен. Шатер завершения увенчан восьмигранной луковичной главкой. Из декора колокольни стоит отметить ступенчатый карниз первого яруса, пояс ширинок, арки с архивольтами, прямоугольные перспективные ниши.
Архиерейский дворец представляет собой яркого образчика классической архитектуры н-подобной формы на высоком цоколе (боковые крылья – трехэтажные, центральный объем – двухэтажный). Центральные фасады его образующих ризалиты боковых крыльев увенчаны треугольными фронтонами в обрамлении филенок с люнеттами, первый ярус горизонтально членит французский рус с бровками на импостах, а межэтажный карниз имеет большой вынос и кронштейны, неглубокие ниши с изображением христианских святых дополняют общую картину. Центральный корпус на первом ярусе по обоим фасадам имеет колонные портики дорического ордера, поддерживающие балкон второго этажа, а так же сильно выраженный руст с подчеркнутым замковым камнем.
Архитектура Озерянского храма, возведенного по проекту епархиального архитектора В. Немкина в 1896 году, как византийская базилика, причудлива и неповторима, что достигается за счет обилия хорошо проработанных декоровых элементов: украшенные рустом угловые лопатки, полуколонны с перехватами и изящными капителями, аркатура, профилированные карнизы, зубчатые сандрики, узкие оконные арки в обрамлении богатых наличников, угловые главки, балюстрада, круглые окна хоров центрального нефа.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Харьковская обл., г. Харьков, ул. Университетская, 8/10.
Ссылки
- Записки путешественника. Харьковские прогулки
Как добраться
Автотранспортом по трассе М03 (Киев — Лубны — Полтава — Харьков), М26 (Харьков — Запорожье — Симферополь) или М27 (Харьков — Белгород). С Харьковской объездной по Сумской / Полтавскому шляху до майдана Конституции, в западной части которого расположен Покровский комплекс.
Общественным транспортом до вокзалов Харькова, а затем городским (метро / автобус) до остановки «Площадь Конституции» в центр города. Свято-Покровский монастырь расположен в юго-западной части площади.