История
Конечно же, история черкасского судоходства началась за долго до 1846 года, когда состоялось официальное открытие первого речного вокзала. До того здесь причаливали торговые суда идущие «из варяг в греки» (X – XIII столетия), казацкие чайки (XVI – XVIII), пароходы графа Воронцова, генерала Мальцева и помещика Пулавского (начало XIX столетия), многочисленные рыбацкие лодки во все времена.
После открытия Первого акционерного пароходного товарищества на Днепре в 1858-ом порт стал одним из пунктов международной торговли, а три года спустя с окончанием строительства черкасского железнодорожного узла, соединившего город с магистралью Киев-Одесса, он и вовсе превратился в один из крупных перевалочных центров лесопродукции.
Ровно через три десятилетия (1888 год) после Первого общества с легкой руки ее бывшего агента Давида Марголина на свет появилось Второе общество пароходства по Днепру, что спустя небольшой промежуток времени конкурентной борьбы и заключения мирного соглашения обозначило Черкассы на речной карте великой украинской реки (пять причалов, восемьсот пятьдесят судов в год) как один из важных пунктов базирования флота, пассажиропоток которого достигал двух миллионов в год.
В период интербеллума советская власть начала с воплощения в жизнь грандиозных проектов, одним из которых стало строительство ДнепроГЭС, что в 1932-ом с затоплением мешавших судоходству порогов нивелировало такое понятие как верхний и нижний участок Днепра. Значение речных портов, в том числе черкасского, резко возросло.
Во время боевых действий Второй мировой войны 1939 – 1945 годов город превратился в один из очагов жесточайшего противостояния вчерашних союзников – все его причалы были уничтожены, портовая территория покрыта траншеями, блиндажами, воронками. При этом вся инфраструктура была разрушена, а суда – затоплены. После освобождения от немецких захватчиков со дна были подняты четырнадцать кораблей разного тоннажа, которые после ремонта открыли навигацию 1944 года.
С запуском же Кременчугской ГЭС в 1959 году образовалось огромное водохранилище (затоплены двадцать пять сел с экстренной эвакуацией), которое пересекло область с севера на юг. Это послужило основанием для строительство в Черкассах и Адамовке новых речных портов с бетонными набережными, водозащитными дамбами, волнорезами, а так же намыва дамб для защиты плодородных земель в Золотонинском и Чернобаевском районах.
Сразу после пуска в эксплуатацию в 1961-ом местный порт в основном был ориентирован на местное строительство, что обуславливало его относительно скромные финансово-экономические показатели, но с запуском на пассажирские линии «Ракет» и «Метеоров» два года спустя картина резко изменилась – он связал Канев, Черкассы, Чернобыль со столицей Украины.
В 1986 году к грузопотоку областного речного порта добавились международные перевозки, когда черкасский карбамид начал экспортироваться водным путем в Индию и Вьетнам, лес – в Турцию, торф – во Францию и многое другое.
Союз приказал долго жить, а независимой Украине еще два десятилетия пришлось выбираться из-под его обломков – черкасский речной за это время, не смотря на создание в 1996-ом акционерного общества «Черкасский речной порт», пришел в совершенную ветхость, пока в 2011 году, приуроченном к футбольной феерии ЕВРО-2012, его не восстановили в прежнем виде.
Так что сейчас пристань вновь служит для увеселения местной публики с теплоходным сообщением между близлежащими городами, а грузовые причалы используют коммерческие структуры, пополняя налоговыми сборами бюджет. Причем выход международных партнеров на украинский рынок речных перевозок сулит ему возвращение былой славы одного из крупнейших страны.
Архитектура
Расположенный в 208 километрах ниже Киева по течению Днепра порт представляет собой целый комплекс сооружений вытянутых на полтора километра вдоль течения реки и отгороженных от ее причуд волнорезом, отстоящим от берега на расстоянии 0,4км. Его северная часть предназначена для пассажирских перевозок, а южная с железнодорожными подъездными путями, затоном и целым рядом хозяйственно-складских зданий и сооружений – промышленная.
Здание речного вокзала Черкасс представляет собой не типичного для начала 1960-х двухэтажное здания в стиле неоклассики с колонным двухъярусным портиком (колонны с перехватами), который образует открытые опоясывающие галереи в обрамлении ажурной балюстрады. С торцов к зданию примыкают двухпролетные лестничные марши на массивном основании для сообщения с верхним ярусом. Венчает сооружение профилированный карниз большого выноса и круглая смотровая площадка.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Черкасская обл., г. Черкассы, ул. Припортовая, 1.
Как добраться
По трассам Р10 (Канев – Черкассы – Кременчуг) или Н16 (Золотоноша – Смеа – Шпола – Тальное – Умань). По городу по бульвару Шевченко – ул. Героев Сталинграда до речного порта.
В Черкассах от авто / ж-д вокзалов общественным транспортом, следующим до остановки «Речной вокзал».