История
Предыстория будущих символов приазовской столицы фактически началась с прибытием в новосозданный на месте Кальмиусской паланки Запорожской Сечи город Мариуполь греческих переселенцев из Крыма, которых по приказу российского правительства привел в 1780 году на северный берег Азовского моря через лишения, смерть и невзгоды отец Игнатий (1715 – 1786).
А спустя десятилетие к их появлению был сделан второй шаг созданием 9 января 1790 года городской думы на общих основаниях, хотя по факту голова и шесть гласных избирались греками из своей среды, что составляло некоторый перекос городского самоуправления, усилившийся с созданием азовскими эллинами собственного суда.
В то же время в еще греческом Мариуполе первой половины XIX столетия постепенно начинает формироваться прослойка купеческого сословия, делавшая свое состояние на экспорте украинского зерна за границу. Не последним из их числа был Давид Антонович Хараджаев.
Однако свое имя золотыми буквами на страницы городских летописей вписал уже его сын и наследник, Александр Давидович Хараджаев (1826 – 1894) в качестве гласного думы и ее головы 1860 – 1864 годов, за что заслужил звание Почетного гражданина Мариуполя. В числе его многочисленных достижений было содействие открытию 26 января 1876 года первой мужской гимназии Феоктистом Авраамовичем Хартахаем (1836 – 1880).
Причем для нужд первого и такого нужного учебного заведения Александр Давидович отдал в аренду одним из двух (находился на месте западного дома со шпилем) своих особняков напротив сквера строившейся церкви Марии Магдалины, когда два года после открытия ранее используемый особняк Н.П. Хазанджи на Итальянской перестал отвечать требованиям среднего учебного заведения. Во втором доме (восточный через дорогу) жила семья Хараджаевых.
Двухэтажное здание по Екатериненской так же оказался недостаточно вместительным для учебных целей, поэтому уже в 1879-ом купец 1-й гильдии Хараджаев за свой счет пристраивает к нему дополнительное помещение из четырех комнат, за содержание которого гимназия платила восемь лет из своего бюджета пол-тысячи рублей, а затем эти потребности взял на себя город.
Однако купеческий особняк с течением времени все меньше удовлетворял санитарно-гигиеническим требованиям к помещениям подобного типа – малая освещенность и объем воздуха классов, их недостаток (один вовсе помещался в отгороженной части зала), использование правой половины первого этажа под магазин. Поэтому на повестке Городской Думы уже в 1894-ом остро стоял вопрос строительства собственного корпуса для Александровской мужской, первоначально планируемое на противоположной стороне площади, но перенесенное западнее и вглубь квартала по настоянию администрации учебного заведения.
В собственности семьи Хараджаевых (сын-наследник Александра Давидовича – так же почетный гражданин Мариуполя Давид, прослуживший четверть века гласным Думы) оба здания находились вплоть до вооруженного захвата власти Восточной Украины в 1920-ом большевиками, экспроприировавшими всю частную собственность.
Новая власть народных советов, тяготея в своей ограниченности к материальным показателям статуса, конечно же не обошла своим вниманием два расположенных друг напротив друга особняка – в одном (восточном) с куполом над угловым ризалитом и богатой классической отделкой расположился городской исполнительный комитет партии (конечно же коммунистической, другие были запрещены), а западный более скромный отдали под городской совет.
Советское благоденствие длилось ровно до того момента, как два заклятых «друга» (Сталин и Гитлер) не решили перекроить карту Европы, положив начало кровопролитной Второй мировой войне, уничтожившей в своих смертоносных объятьях десятки миллионов людей и стерев с лица земли огромное количество памятников архитектуры. Во время немецкой оккупации Мариуполя (1941 – 1943) в хараджиевских стенах были рейх-канцелярия и ставка военного ведомства, а уходя из города немцы оба дома в числе прочих подожгли.
Пройдет всего немногим более восьми лет и на месте горсовета по проекту работника харьковского «Міськбудпроект» Льва Александровича Яновицкого (1918 – 2008) было начато строительство западного дома со шпилем, в то время как жилой двухэтажный купеческий особняк на противоположной стороне улицы просуществовал еще какое-то время. Официальной датой окончания строительства первого колосса считается 1954 год.
В советский период дома со шпилями, на верхних этажах которого располагалось элитное жилье, а нижние использовались торговыми организациями, пережили ремонт в 1971-ом, чтобы затем на четверть века погрузится в небытие – ремонт фасадов западного здания проведен лишь в 1997-ом, на реконструкцию второго, восточного, деньги нашлись лишь в 2011 году, после того как обвалилась часть его лепнины.
Так что сейчас их шпили и обновленный монументальный облик продолжают служить своего рода визуальными вратами (со стороны автовокзала и большой земли) города к его сердцу и запоминающимся символом Мариуполя для его гостей.
Архитектура
Замыкающие северную панораму Театральной площади симметричные дома со шпилями в своей монументальности представляют собой ярких представителей позднего сталинского ампира с доминантами в виде встроенных семиэтажных башен-ризалитов на фоне четырех и пятиэтажных объемов, увенчанных шпилями с пентаграммами страны советов.
Визуально массивные, доминирующие над окружающей застройкой (до строительства Успенского собора) здания богато украшены согласно канонам своего стиля: руст покрывает всю гладь стен, профилированный карниз на модильонах, использование балконов на кронштейнах, двухъярусных лоджий на колоннах и эркеров с арочными проемами для смягчения аскетичности, балюстрада парапета с ложным барочным фронтоном, лепные гирлянды.
Башни-ризалиты венчает аркатура, каннелированный портик коринфского ордера с перехватом, лепное панно с круглой розеткой, глухая корона-парапет ограниченная тумбами по углам, гирляндами по углам закрепленными венками с советской пентаграммой.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Донецкая обл., г. Мариуполь, ул. Куинджи, 35 и 48.
Как добраться
Автотранспортом по трассе М14 (Одесса – Мелитополь – Мариуполь – Новоазовск) или Н20 (Славянск – Донецк – Мариуполь), которые проходят через центр города. Далее по проспекту Мира до Театрального сквера, в Северной части которого расположены дома со шпилем.
Общественным транспортом до Мариуполя, а затем – в центр города (остановка «Драмтеатр»), рядом со сквером которого расположены два колосса – символа города.