История
Он по праву считается основоположник целого течения в одной из основных мировых религий, которая насчитывает несколько тысячелетий своей истории. Его имя прославляют сотни тысяч, которым он подарил настоящую веру и надежду через борьбу и совершенствование духа без наслоений формализма с отступлением от закостенелых догматов. Израэль бен Элиэзер или Баал Шем Тов (или сокращенно Бешт) (1698 – 1760) – еврейский цадик.
Его особые отношения с Небесами начались еще тогда, когда перед смертью его пятилетнего взял на руки отец, чтобы высоко подняв вверх, произнести свое завещание: “Не бойся никого, кроме Бога одного”. Но открылся людям будущий всемирно известный духовный наставник только в тридцать шесть лет после постижения долгого сложного пути через физические и духовные испытания (сиротство, хедер, вдовство, тяжелый труд, наука), имея за плечами огромный багаж знаний и собственное переосмысление иудейских догматов.
Бесконечные странствия украинскими просторами для Баал Шем Това закончились в 1740-м, когда он вместе с женой и двумя детишками перебрался в уютного городок на слиянии двух рек (Южный Буг и Бужок), чтобы основать свою школу-ешива где проповедовал хасидизм во всей его тесной связи между человеком и Богом принятия сквозь призму эзотерики и каббалы, а не сложного набора правил и догм.
Часовня цадика Исраэль бен Элизера
Именно под надежной защитой крепостных стен Бешт нашел тот покой, который позволил ему двадцать лет нести иудеям цвет своих знаний, найдя сотни сторонников и получив при жизнь почетный титул цадика (пророка).
За его словом и исцелением колени Израеливи стекались в Меджибож со всей Украины, а из рукописных раритетов он оставил после себя лишь несколько документов – никаких религиозных трудов или заметок, никаких публичных выступлений. Вся его проповедническая деятельность ограничивалась узким кругом учеников, которые сами после смерти своего лидера стали цадиками и распространили хасидизм по всей Восточной Европе, вступив в серьезный спор с иудейскими лидерами.
Тело Израэль бен Элиэзера при отсутствии завещания нашло свой вечный покой на Старом (на сейчас самое древнее сохранившееся захоронение здесь датируется 1555 годом) меджибожсом кладбище, чтобы каждый год к нему возвращались многие поколения его последователей. Над могилой по его просьбе не было сооружено какого-либо памятника, но капризы природы быстро разрушали захоронение, поэтому над ним один из местных столяров сделал деревянный шатер-беседку.
Где-то в XIX веке взамен появилось невысокое каменное сооружение на четырех столбах-опорах, а после советской оккупации украинского Подолья вследствие вооруженного захвата власти в 1920-ем, на протяжении двух десятилетий почти все рукотворные религиозные святыни местной общины были осквернены в рамках атеистической борьбы за умы и сердца новых “граждан” новой страны, хотя чудом старое еврейское кладбище сохранилось.
Социально-религиозный комплекс Бешта
Из десяти досоветских иудейских храмов Меджибожу удалось выстоять только Бейт Мидрашу (дом учения) Авраама Гешель из Апты, от синагоги же первого хасидского цадика остался только фундамент – она была уничтожена во время Второй мировой войны 1939 – 1945 годов, а затем местные, среди которых почти не осталось иудеев, доразбирали ее на стройматериал.
Падение религиозных запретов с развалом очередной московской красной империи в новых реалиях украинской независимости возобновило хасидской общине со всего мира доступ к ее святыням, в том числе могиле Бешта, которая очень быстро была приведена в порядок.
В течение 1990-х над захоронением первого хасидского духовного лидера в окружении прилегающих могил появилась кирпичная часовня, а через несколько лет рядом с кладбищем за счет зарубежной общины выстроена Новая синагога (приурочена к празднованию трехсотлетнего юбилея со дня рождения первого цадика), которая сделала городок местом паломничества иудеев со всего мира. В начале 2000-х на сохранившемся фундаменте была восстановлена его синагога по старым чертежам.
Архитектура
Комплекс Баал Шем Това сейчас состоит из современных зданий белого силикатного кирпича на цементном растворе: часовни и Новой синагоги среди чудом сохранившихся древних надгробий меджибожского еврейского кладбища.
Защитное здание-купол над могилой первого цадика представляет собой прямоугольную (приближается к квадрату) в плане строение в два арочных окна по фасаду под двускатной крышей с массивными декоративными прямоугольными фронтонами. Визуально увеличенное за счет ряда небольших арочных световых окон фриза его декором выступают угловые рустованные пилястры, архивольты оконных проемов, профилированные карнизы и поребрик, все выполненные методом фигурной кирпичной кладки.
Новая синагога – прямоугольное сооружение на высоком цоколе, состоящий из трех частей – небольшой закрытой террасы портика центрального входа с запада, социально-административной центральной (двухэтажный с трехступенчатым уменьшением на север) и непосредственно зала молитв на востоке. Внешний декор здания повторяет убранство часовни, но с той разницей, что частично отсутствует лобовой карниз, поребрик отделяет фриз, присутствует разбивка на зеркала, а окна на первом этаже центральной части прямоугольные.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Хмельницкая обл., пгт Меджибож, ул. Баал Шем Това, 24
Как добраться
Автотранспортом по трассе Е50 (М12) (Ужгород – Тернополь – Хмельницкий – Винница – Кропивницкий – Днепр – Донецк), а далее по Т2319 (Старая Синева – Требуховцы). В поселке по Войтовича – Баал Шем Това к одноименному комплексу.
Общественным транспортом из Хмельницкого / Винницы до поворота на Меджибож, а дальше попутным или пешком – к крепости. Захоронение первого цадика находится в четырех кварталах севернее крепости по улице Баал Шем Това.