Комплекс Баал Шем Това в Меджибоже

История

Комплекс Баал Шем Това в Меджибоже Комплекс Баал Шем Това

Он по праву считается основоположник целого течения в одной из основных мировых религий, которая насчитывает несколько тысячелетий своей истории. Его имя прославляют сотни тысяч, которым он подарил настоящую веру и надежду через борьбу и совершенствование духа без наслоений формализма с отступлением от закостенелых догматов. Израэль бен Элиэзер или Баал Шем Тов (или сокращенно Бешт) (1698 – 1760) – еврейский цадик.

Его особые отношения с Небесами начались еще тогда, когда перед смертью его пятилетнего взял на руки отец, чтобы высоко подняв вверх, произнести свое завещание: “Не бойся никого, кроме Бога одного”. Но открылся людям будущий всемирно известный духовный наставник только в тридцать шесть лет после постижения долгого сложного пути через физические и духовные испытания (сиротство, хедер, вдовство, тяжелый труд, наука), имея за плечами огромный багаж знаний и собственное переосмысление иудейских догматов.

Бесконечные странствия украинскими просторами для Баал Шем Това закончились в 1740-м, когда он вместе с женой и двумя детишками перебрался в уютного городок на слиянии двух рек (Южный Буг и Бужок), чтобы основать свою школу-ешива где проповедовал хасидизм во всей его тесной связи между человеком и Богом принятия сквозь призму эзотерики и каббалы, а не сложного набора правил и догм.

Часовня над могилой цадика Исраэль бен Элизера Часовня цадика Исраэль бен Элизера

Именно под надежной защитой крепостных стен Бешт нашел тот покой, который позволил ему двадцать лет нести иудеям цвет своих знаний, найдя сотни сторонников и получив при жизнь почетный титул цадика (пророка).

За его словом и исцелением колени Израеливи стекались в Меджибож со всей Украины, а из рукописных раритетов он оставил после себя лишь несколько документов – никаких религиозных трудов или заметок, никаких публичных выступлений. Вся его проповедническая деятельность ограничивалась узким кругом учеников, которые сами после смерти своего лидера стали цадиками и распространили хасидизм по всей Восточной Европе, вступив в серьезный спор с иудейскими лидерами.

Тело Израэль бен Элиэзера при отсутствии завещания нашло свой вечный покой на Старом (на сейчас самое древнее сохранившееся захоронение здесь датируется 1555 годом) меджибожсом кладбище, чтобы каждый год к нему возвращались многие поколения его последователей. Над могилой по его просьбе не было сооружено какого-либо памятника, но капризы природы быстро разрушали захоронение, поэтому над ним один из местных столяров сделал деревянный шатер-беседку.

Где-то в XIX веке взамен появилось невысокое каменное сооружение на четырех столбах-опорах, а после советской оккупации украинского Подолья вследствие вооруженного захвата власти в 1920-ем, на протяжении двух десятилетий почти все рукотворные религиозные святыни местной общины были осквернены в рамках атеистической борьбы за умы и сердца новых “граждан” новой страны, хотя чудом старое еврейское кладбище сохранилось.

Социально-религиозный комплекс Бешта в Меджибоже Социально-религиозный комплекс Бешта

Из десяти досоветских иудейских храмов Меджибожу удалось выстоять только Бейт Мидрашу (дом учения) Авраама Гешель из Апты, от синагоги же первого хасидского цадика остался только фундамент – она ​​была уничтожена во время Второй мировой войны 1939 – 1945 годов, а затем местные, среди которых почти не осталось иудеев, доразбирали ее на стройматериал.

Падение религиозных запретов с развалом очередной московской красной империи в новых реалиях украинской независимости возобновило хасидской общине со всего мира доступ к ее святыням, в том числе могиле Бешта, которая очень быстро была приведена в порядок.

В течение 1990-х над захоронением первого хасидского духовного лидера в окружении прилегающих могил появилась кирпичная часовня, а через несколько лет рядом с кладбищем за счет зарубежной общины выстроена Новая синагога (приурочена к празднованию трехсотлетнего юбилея со дня рождения первого цадика), которая сделала городок местом паломничества иудеев со всего мира. В начале 2000-х на сохранившемся фундаменте была восстановлена его синагога по старым чертежам.

Архитектура

Могила цадика Баал Шем Това в Меджибоже Могила цадика Баал Шем Това

Комплекс Баал Шем Това сейчас состоит из современных зданий белого силикатного кирпича на цементном растворе: часовни и Новой синагоги среди чудом сохранившихся древних надгробий меджибожского еврейского кладбища.

Защитное здание-купол над могилой первого цадика представляет собой прямоугольную (приближается к квадрату) в плане строение в два арочных окна по фасаду под двускатной крышей с массивными декоративными прямоугольными фронтонами. Визуально увеличенное за счет ряда небольших арочных световых окон фриза его декором выступают угловые рустованные пилястры, архивольты оконных проемов, профилированные карнизы и поребрик, все выполненные методом фигурной кирпичной кладки.

Новая синагога – прямоугольное сооружение на высоком цоколе, состоящий из трех частей – небольшой закрытой террасы портика центрального входа с запада, социально-административной центральной (двухэтажный с трехступенчатым уменьшением на север) и непосредственно зала молитв на востоке. Внешний декор здания повторяет убранство часовни, но с той разницей, что частично отсутствует лобовой карниз, поребрик отделяет фриз, присутствует разбивка на зеркала, а окна на первом этаже центральной части прямоугольные.

Дополнительная информация

Адрес: Украина, Хмельницкая обл., пгт Меджибож, ул. Баал Шем Това, 24

Как добраться

Автотранспортом по трассе Е50 (М12) (Ужгород – Тернополь – Хмельницкий – Винница – Кропивницкий – Днепр – Донецк), а далее по Т2319 (Старая Синева – Требуховцы). В поселке по Войтовича – Баал Шем Това к одноименному комплексу.

Общественным транспортом из Хмельницкого / Винницы до поворота на Меджибож, а дальше попутным или пешком – к крепости. Захоронение первого цадика находится в четырех кварталах севернее крепости по улице Баал Шем Това.

Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе