История
После непродолжительного пребывания в руках семьи Калиновских и тяжелого периода освободительной войны украинцев 1648 – 1657 лет Умани повезло оказаться в руках зажиточного рода Потоцких (путем передачи имений Еленой Калиноской Станиславу Реве (1589 – 1667)), усилиями которых город раз за разом восставал из руин, постепенно шагая по пути прогресса, и получило всемирную славу благодаря Царицыному саду – Софиевке.
Так, когда десятилетия на украинской земле царил относительный покой, а ужасы последней на тот момент времени войны (Великая Северная 1700 – 1721 лет) начали забываться, казалось мир наконец шагнул в эпоху созидания. Умань только восстановила свои утраченные за прошлый век торгово-экономические позиции, поэтому тогдашний владелец Францишек Селез Потоцкий (1700 – 1772) смог наконец обратить свой взгляд на духовно-социальную составляющую ее развития, основав в 1765-ем местный монастырь братьев-василиан с огромной по меркам того времени школой первоначально на четыреста учеников, располагавшейся в стенах нового деревянного комплекса.
Но уже через четыре года судьба испытала духовно-образовательный центр на прочность – бурные годы Колиивщины 1768 – 1769 огненным смерчем прокатились по Умани, оставив после себя горы преждевременно оборванных жизней с обеих противоборствующих сторон и разорение. Василианский монастырь тоже не устоял – часть его братии и учеников погибли, другие – спасались бегством, а сами здания было значительно повреждены.
Хозяин не оставил свое детище на произвол судьбы и помог с восстановлением святыни, которая очень быстро восстала из руин, чтобы превратиться в один из крупнейших культурно-образовательных центров Украины в последней четверти XVIII века под защитой казацких слобод вокруг, хотя количество местных жителей после тех трагических событий восстанавливалось еще долго. Параллельно рядом началось возведение нового комплекса в камне причем с учетом его двойного назначения (в случае необходимости – оборонительного сооружения со стенами в метр толщиной).
После получения уманьских имений по наследству от отца Станислав Щесный Потоцкий (1751 – 1805) продолжил семейную традицию поддержки местной греко-католической обители, закончив ее перестройку в камне в 1790-ем (причем монастырской костел значился как действующий еще за пятнадцать лет до официальной даты окончания работ).
Перенос в Умань главной графской резиденции Станислава Щесного в 1795 году стало для монастыря и школы василиян настоящим подарком небес – в начале XIX века только количество учеников достигало восьми сотен. Именно из числа последних инициативная группа, состоявшая из С. Гощинского, Ю. Залесского, и М. Грабовского, создали литературный кружок «За-Го-Гра», который положил начало так называемой «украинской школе» в польской литературе.
Самое интересное, что рядом с каменным комплексом существовали развалины старого деревянного монастыря, которые были разобраны по приказу тогдашнего владельца Александра Станислава Потоцкого (1778 -1845) только в 1828-ем.
А через три года граф Потоцкий был лишен московской оккупационной властью своего отцовского наследства за участие в Листопадовом восстании 1830 – 1831 годов, василианская школа была закрыта в следующем 1832-ем, а греко-католическая обитель разделила ее участие два года спустя.
Город-крепость оккупанты для закрепления своей диктатуры подчинили ведомству военное поселений Киевской и Подольской губерний в 1838-ом, под эгидой которого бывший монастырь был превращен в военный госпиталь, который находился в этих стенах следующие два десятилетия.
Затем система военных поселений была отменена, но удобные здания обители остались в подчинении военных – здесь расположилась артиллерийская часть с переоборудованием келейных корпусов под казармы.
В 1879 году весь василианский комплекс вместе с тремя десятинами земли перешли к Министерству юстиции с открытия 29 июля следующего года окружного суда, который находился здесь до начала Первой мировой войны 1914-1918 годов.
А потом будет советская оккупация 1918 – 1920 годов, во время которой здание приютило под своим крылом различные общественно-административные организации, за что в народе получила название «Уманский смольный». В то же время для потчивания народных масс, требовавших зрелищ при отсутствии хлеба, в бывшем монастыре был устроен Пролетарский театр.
Именно сюда со своими представлениями ездил Киевский передвижной драматический театр «Кидрамте» режиссера-новатора Леся Курбаса (1887 – 1937), который позже был уничтожен той же оккупационной московской властью по приговору сталинской тройки по обвинению в украинском национализме. Хотя, его наследие – драматическая студия, состоящая полностью из уманчан-любителей театра – продолжала жить, даря миру таких звезд, как Николай Бажан (1904 – 1983).
Бывшие же монастырские помещения в 1920-х для себя облюбовал комитет профсоюзов, поэтому комплекс получил прозвище «Дом союзов», действовавший в Уманы до начала Второй мировой войны ХХ века, которую развязали советский союз и фашистская Германия.
После войны (в 1949-м) опустевшие, но почти не пострадавшие монастырские корпуса оккупационная московская власть приспособила под нужды Уманского филиала Киевского учебного комбината управления подготовки расчетных кадров.
Позже его на посту вновь сменили военные – с 1950-х комплекс использовался штабом воинской части №62508 (авиационная комендатура) в подчинении Черниговского высшего военного авиационного училища летчиков, которой продержался в этих стенах еще семь лет после возвращения украинской независимости в 1991-ем.
Под украинским солнцем будут возвращение статуса государственного достояния, хотя с 1999 по 2006 год комплекс еще находился в долгосрочной аренде общества «Славяне». И только после окончания действия договора был приспособлен под административные нужды Государственного историко-архитектурного заповедника «Старая Умань» с устройством маршрута «Таинственные подземелья василианского монастыря», как достойный апофеоз бурной, богатой на события жизни в сердце старого города.
Архитектура
Монастырский комплекс представляет п-образное с ризалитом по центру двухэтажное сооружение красного кирпича на глубоких подвалах с целой сетью подземных ходов и внутренним двором на одной из главных улиц рядом с центром старого города, перспективу которой замыкает двухэтажный корпус народного училища с подсобными помещениями и спортивным залом.
Василианская обитель – достаточно объемное сооружение в классическом стиле (прямоугольные окна, пилястры французского руста с замковым камнем в капители, сложнопрофильный лобовой карниз), торцы которого украшены треугольными фронтонами в обрамлении филенок с арочным окном в центре, большими наличниками с замковым камнем в обрамлении филенок, объемным квадратом межоконного пространства и порталами центрального входа с массивным треугольным сандриком в сложнопрофильных филенках. Внутренняя планировка крыльев – коридорная с односторонним расположением комнат (частично изменена).
Подземные ходы с разветвленной сетью комнат проходят под всем комплексом (считается, что идут и далее, соединяя старые оборонительные форпосты города). Они выложены красным кирпичом, цилиндрические своды включительно. Внутренний проемы коробовых форм, как и большое количество ниш. До сих пор сохранились большой василианский колодец пятнадцать метров глубины и прямоугольные резервуары.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Черкасская область, г. Умань, ул. Небесной Сотни, 31.
Как добраться
Автотранспортом по трассе М12 (Стрый – Тернополь – Хмельницкий – Винница – Кропивницкий – Знаменка) или М05 (Киев – Одесса). В городе по улицам: Интернациональная – Киевская – Тищенко – Европейская – Небесной Сотни – Освободителей, которая в районе площади Свободы проходит вдоль василиянского монастыря.
Общественным транспортом до Умани, а потом – городским к главной Соборной площади, рядом с которой по улице Небесной Сотни расположен администрации заповедника «Старая Умань».