История
Во времена интенсивного развития буковинской столицы первой половины XIX века, когда вековой карпатский лес отступал все дальше и дальше на юг пред уверенной поступью его величества прогресса, по одному мановению руки которого на этом месте одна за одной появлялись новостройки, чтобы вместе превратиться в самую известную улицу буковинской столицы, прихотью судьбы на этом месте осталась небольшая часть дикой природы совсем немного облагороженная человеческой рукой до состояния сквера.
Однако на достигнулом город останавливаться не собирался, и через несколько десятилетий лакомый участок земли на самой фешенебельной улице Черновцов был отдан под застройку, как и все остальные соседние рядом. Именно тогда, в 1892-ом (мозаиковый медальон с памятной датой центрального холла уничтожен вандалами), маленькая зеленая жемчужина городского ландшафта исчезла, уступив место изысканному выполненному в классическом стиле двухэтажному сооружению, первый этаж которого традиционно для Панской был предназначен под храм бога коммерции Гермеса, а второй – частное жилье. Главным же украшением его стала статуя Гебы в нише на втором этаже бокового фасада.
Первым арендатором торговых площадей стал господин Крыжановский, знаменитый фотосалон с обустроенным для фотосессий интерьером которого хотя бы раз в жизни считали обязанностью посетить все уважаемые горожане. Среди них была и выдающаяся украинская писательница Ольга Кобылянская с подругой Лесей Украинкой (карточка от 1901 года).
Пройдет совсем немного времени, и презентабельные помещения снимет магазин по продаже швейных машин всемирно известной американской корпорации «Singer» (по состоянию на 1910 год). Возможно именно из-за условного «наследования» еще через пару лет они превратятся в офис агентства «Hamburg-America-line» (хоть и такое качество не продлится долго), успев до 1914-го побыть еще и почтенным Немецким консульством.
Первая мировая война 1914—1918 годов изменила весь мировой порядок, перерисовав границы Восточной Европы. Черновцы после распада Австро-Венгерской империи оказались под румынами, а для дома с Гебой по Панской (которую новая власть еще не успела переименовать в Янку Флондора, что произойдет через пару лет) это будет означать появление новых арендаторов: модного салона дамских шляпок из страны-законодательницы моды, Франции.
Весь период интербелума станет для изысканной архитектурной жемчужины, в так выгодно отличающих ее сугубо классическом облачении на фоне модерновых и эклектичных соседей, чередой перестроек (1925, 1931, 1936) и смены временных владельцев апартаментов (Промышленный банк, ателье, магазин радиотоваров, управление «Портинал», мастерская по ремонту швейных машин).
По результатам Второй мировой войны 1939-1945 годов Украина вместе с Буковиной вновь окажется под окупацией, на этот раз – советской, в результате чего вся частная собственность и коммерция новой властью будут оглашены вне закона, перейдя в государственную собственность. Не избежало этой печальной участи и здание №16 по уже переименованной улице Ольги Кобылянской.
Возвращение Украиной независимости в 1991 году возобновило действие на украинских просторах норм демократического права, что вернуло прелестную жемчужину под сенью Гебы уже в статусе памятника архитектуры местного значения в частные руки, чтобы бог коммерции Гермес мог воцариться в своем храме (здесь в разное время размещались частные магазины и заведения общепита), который не единожды будет реставрирован.
Архитектура
Двухэтажный кирпичный оштукатуренный п-образный дом с внутренним двором на углу Кобылянской и Кохановского является одним из самых прекрасных образчиков позднеклассического стиля Черновцов, хоть и в довольно умаленном от первоначального виде – ведь во времена советской оккупации из интерьеров здания исчезли беломраморные скульптуры и вазоны, позолоченные канделябры, большие зеркала, газовые лампы, осталась лишь потолочная роспись в стиле ампир.
Дисгармонию в взвешенный некогда центральный фасад с акцентированным боковым и центральным ризалитами (первый этаж последнего украшен кованой решеткой, за которой скрывается проезжая арка во внутренний двор) вносит большое прямоугольное окно, появившееся в результате более поздних перестроек на месте двух первоначальных арочных.
В целом же экстерьер сооружения составляют руст стен (глубокий прорисованный на первом этаже и разноширокий — второго), высокие арки в архивольтах на импостах окон и дверей (проездная арка дополнительно декорирована замковым камнем) первого яруса, ширинки подоконного пространства, профилированные наличники прямоугольных окон, прямые и арочные сандрики на кронштейнах в виде барочных завитков, балконы за чугунной решеткой, воспроизводящей рисунок ворот, и профилированный лобовой карниз.
Изюминкой дизайна служат внешний угол, выполненный в виде трехчетвертной колонны с рустовыми перехватами на втором этаже с тумбой и шаром во главе, статуя волшебницы-Гебы, декоративные фронтоны угловых ризалитов в филенках на аркатуре с трилопасным слуховым окошком в тимпане, разорван сандрик с картушем над сдвоенным окном центрального ризалита и его люкарной в барочных сплывах, центр которой подчеркнут арочным отверстием между пилястрами дорического ордера и рокайлом в арке увенчанной шаром.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Черновецка обл., г. Черновцы, ул. Ольги Кобилянской, 16.
Как добраться
Автотранспортом по трассе Н03 (Житомир – Хмельницкий – Черновцы) или М19 (Ратное – Луцк – Дубно – Тернополь – Черновцы). С Черновицкой объездной по улицам Русские – Главной к городской Центральной площади, а затем пешеходной Кобылянской в дом с Гебой.
Общественным транспортом по железной дороге в Черновцы, а затем городской – до Центральной площади, в одном квартале от которой по ул. А. Кобылянской расположен памятник архитектуры №16.