История
Еще во второй половине ХVIII века на месте восточной части будущего административного центра буковинской столицы были непроходимые заросли с мочарами, куда горожане ходили на охоту и за дровами. Такое положение вещей продолжалось пока после присоединения края к Австрии в результате Первого раздела Польши, во время своего визита с великосветской ревизией новых владений в Черновцы Иосиф II (1741-1790) не высказал мнение о необходимости обустройства нового городского административного центра.
Императорская идея для административной власти — это почти как закон, поэтому было лишь вопросом времени, когда он воплотится в жизнь (несмотря на смерть самого инициатора перемен), тем более что мысль эта не была лишена рационального зерна в виду тогдашней провинциальности городской планеровки. Вот только поиски последнего затянулись на целых полстолетия, причем даже при принятии магистратом решения о сооружении черновицкой Центральной площади на современном месте по сути, юридически-финансовая волокита с оценкой и выкупом земельных участков, выбором поставщиков и исполнителей растянулась на три десятилетия — черновицкая Центральная площадь официально появилась на свет лишь в 1832-ом.
Относительно участков восточной стороны будущей площади (и современного №5 в их числе), достоверная информация в виду сложности идентификации из-за отсутствия тогдашнего постоянного административного регулирования реестра недвижимого имущества скрыта пеленой времени; кому принадлежала земля ее центральной части и существовала ли на ней какая-нибудь застройка, остается под вопросом.
На исторической сцене она появляется вместе с именем многолетнего черновицкого бургомистра и буковинского старосты, при председательстве которого город начал свой путь превращения в настоящую европейскую столицу (пусть и краевого уровня), Антона Кохановского (1817 — 1906).
Умело управлявший столицей Буковины четверть века и обеспечивший уверенное вхождение Черновцов в плеяду самых прекрасных городов Восточной Европы не был бы самим собой, как если бы и в частной жизни не придерживалсчя тех же принципов рациональности и экономической обоснованности, что и в работе. Поэтому его собственный дом, появившийся в восточной части Рыночной (старое название Центральной) площади в 1870-х, окнами на место работы владельца, черновицкую ратушу, имел кроме двух верхних жилых еще и нижний , предназначенный под коммерцию этаж.
Так, в величественном бургомистрском доме барона Кохановского (документально подтверждают черновицкие адресные книги, которые начали выходить в свет с 1895 года) на главной площади проживала не только его собственная семья, но и семьи его детей; нижний же в конце XIX века в крыле слева занимал книжный магазин Генриха Пардони, а справа находился магазин колониальных и зарубежных бакалейных товаров Штефана Райна.
Фактически в семейной собственности Кохановских здание №5 осталось и после всех бурных событий Первой мировой войны 1914—1918 годов, пока уже во времена румынской оккупации в 1920-х сын-наследник барона продал его банку при неизменности статуса помещений весь период интербеллума: первый — торговый, два верхние – жилые. Даже разрушительная Вторая мировая война 1939—1945 и советская послевоенная оккупация не смогла изменить столь устойчивого положения вещей, с тем лишь отличием, что при московитах вся частная собственность граждан без суда и следствия была объявлена государственной.
В цивилизованное правовое поле, включая имущественные права, Украина вернулась только после избавления от московской оккупации и возвращения государственного суверенитета в 1991 году, бывший бургомистерский дом по Центральному 5 остался в ведении черновицкой общины.
Подтверждением же высокой историко-культурнойо ценностности здания стал официальный присвоенный 4 мая 2000 года статус памятника архитектуры местного значения, а также памятная табличка с барельефом Антона Кохановского работы художника Антона Пионтковского украсившей центральный ее фасад в 2000-х. Назначение помещений от этого не изменилось: сейчас они служат делу сохранения исторического наследия Буковины в качестве дома Управления культуры Черновицкого городского совета, храма бога коммерции Гермеса (торговые площади первого этажа) и центра правовой защиты граждан.
Архитектура
Бургомистерское трехэтажное г-образное кирпичное оштукатуренное по центральному фасаду здание с проездной решетчатой аркой во внутренний двор, доминирующая над восточной частью красной линии застройки главной городской площади, выполненная в барочном стиле с его изысканно-пышным убранством.
Декор центрального симметричного фасада сооружения в девять окон состоит из профилированных наличников прямоугольных окон-витрин первого этажа, картушей с растительным узором и листом аканта во главе обрамлением под арочными и сложнопрофильными бровками на импостах — второго, полулопаток, пологоарочных и линейных сандриков — верхнего, широкого фриза с шестью прямоугольными слуховыми окошками и гирляндами между ними, профилированного лобового карниза.
Центральный ризалит в три окна визуально направляет сооружение вверх благодаря акцентированному в верхней части проездной арки архивольту, балконам на консолях (прямоугольный — на втором, полукруглый — третьем ярусах), рустованным лопаткам и массивной люкарне под пологой аркой сандрика в профилированных филенках с угловыми орнаментированными растениями табличками сомкнутой кровли.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Черновицкая область, г. Черновцы, Центральная площадь, 5.
Как добраться
Автотранспортом по трассе Н03 (Житомир – Хмельницкий – Черновцы) или М19 (Ратное – Луцк – Дубно – Тернополь – Черновцы). В городе по Главной улицей до Центральной площади, центр восточной стороны застройки которой украшает бургомистерское здание.
Общественным транспортом в Черновцы, а затем городским – к главной городской площади с домом Кахановского в восточной части.