Всех его регалий не перечислишь, его вклад в возрождение Украины на рассвете ХХ века не переоценишь, чтобы записать все его официальные и неофициальные титулы-регалии не хватит полноразмерного листа, а память о нем бережно хранится на двух континентах, ведь вся жизнь Ивана Боберского — это сплошная ода украинству через призму бескорыстного активного труда на общественное благо своей нации.
Одно рождение первенцем в семье потомка старинного благородного украинского рода, столетиями гордо несшего флаг своей национальной идентичности под гербом «Сас», с детства наложило на Ивана бремя долга и ответственности по отношению к памяти своих предков, а строгое традиционное воспитание под присмотром отца-священника и матери-учительницы в кругу семи своих младших братьев и сестер лишь обострило те качества, которые сформировали парнишку как альтруистичную активно-патриотическую личность.
Начав обучение в Самборской народной школе в шесть, Иван Боберский практически продолжает развивать свою образованность всю жизнь. Местная гимназия, Львовский, Венский и Грацкий университеты, и он в свои двадцать пять – дипломированный учитель философии, немецкой и руханки. Но родительской милости и состояния хватило, чтобы еще два года путешествовать по Европе в поисках старинных и новейших подходов и методик к физическому совершенствованию здоровья человека.
Львов, Дрогобыч и снова Львов… неудачный учительский опыт в течение первого года своей образовательной карьеры (причиной увольнения с двух первых мест работы стал конфликт из-за принципиальности и строгости Боберского-преподавателя) привел его в 1900-м в классные комнаты I львовской академической гимназии, которые на долгие годы станут для него родным домом.
Именно здесь уже в следующем году Иван Николаевич с высоты своего научно-практического опыта вместе с братьями Будзиновскими организует кружок для подготовки преподавателей теловоспитания и движения, а еще через год — прогрессивное по меркам того времени женское его отделение.
В общественной деятельности Боберского будут общество поддержки талантливой молодежи «Руслан» и научное общество имени Шевченко.., но физкультура остается в главном приоритете – он расширяет свою преподавательскую деятельность на львовскую Частную женскую учительскую семинарию и гимназию сестер-василианок, основывает Девичий и Украинский спортивные кружки, пишет многочисленные научно-практические труды по теории теловоспитания, выдает в разное время спортивные журналы («Сокільські Вісти», «Вісти з Запорожа, «Січові вісти»), составляєт словарь украинских спортивных терминов, его авторству также принадлежит целый ряд физических игр-развиваек («Черноморец-Беломорец», «Черный рыцарь», «Ходи за мной», «Ястреб», «Третяк», «Кот и мыши» и другие).
Но прославила имя Боберского его деятельность связанная со спортивным обществом «Сокол», которое он возглавлял десятилетие начиная с 1908 года – в тот период своего существования организация приобрела неслыханные размах, чуть ли не в каждом третьем галичанском селе существовал его центр в виде сокольского или сечевого гнезда с разнообразными спортивными секциями (в общей сложности их насчитывалось более 1700). Не зря же за огромный вклад в развитие спортивной культуры на украинских землях на «Сокольском сдвиге» 1911-го ему был присвоен почетный титул «Отец украинской физической культуры».
В реестр вкладов Ивана Николаевича в популяризацию и развитие отечественного спорта также нельзя не включить создание во Львове «Украинского города» на местном Тор-циклисту, хотя проект так до конца и не был реализован (к началу Второй мировой войны меценатами было оплачено 2/3 от общей его стоимости). Украинский город стал в первой половине ХХ столетия центром проведения всех украинских массовых мероприятий галицкой столицы (в том числе ареной «Запорожских игр» – местного аналога олимпийских соревнований), а позже – и базой для создания спортивного товарищества «Украина».
Конечно же такая активно-патриотическая натура не могла остаться в стороне от бурных событий освободительной войны 1917 – 1922 годов, боевой путь Боберского пролег через ряды Украинских сечевиков, Главный украинский Совет и его Боевую управу, Государственный секретариат военных дел ЗУНР. На ряду с тем он выступал еще редактором военно-боевых журналов, составителем «Співаника Українських Січових Стрільців», собирателем обширной коллекции фотографий украинских воинов тех времен, опекуном пресс-квартиры Боевой управы, ответственным за составление украинских военной терминологии и униформы, представителем ЗУНР в США и Канаде.
Долгие годы в экзили (канадский Виннипег, словенские Тржичи) нисколько не угасили бурного научно-исследовательского вдохновения Ивана Николаевича, как и не уничтожили его украинскую душу – отец украинской физкультуры продолжал поиск и перевод на украинский спортивно-физкультурных материалов со всего мира, собирание и сохранение украинских документальных и фотографических архивов, заботу о делах украинской эмиграции. Он пишет, составляет, редактирует, издает многочисленные украинские статьи, альманахи, журналы…
Великого просветителя не стало 17 августа 1947-го. Он так и не увидел свою Украину свободной, но его теоретическое и практическое наследие духовной нитью продолжает объединять поколения и поколения украинцев из разных уголков страны внедренными им уроками физической культуры, Пластовского движения с его кличем «Бач!» и четырьмя стрелками на шевронах, придуманными им играми, вымышленными им терминами, написанными им трудами, собранными и сохраненным им архивами.