Как две противоположности единства всего сущего на земле добро и зло идут сквозь века рядом. Та, что призвана защищать, и тот, кто отнимае самый ценный дар вселенной — человеческая жизнь. Берегиня и Упырь – самые древние сущности украинской мифологии дохристианской эпохи. Причем, если первая приходит в первых лучах солнца и символизирует собой добро, а вместе с ним все чистое и светлое, то второй – летит на черных крыльях злой ночи в образе летучей мыши (нетопыра).
По украинским верованиям упыри обоих полов (опыри, вопыри, впыри) появляются на свет как вампиры-оборотни, что ночью выходит из своего гроба и питается человеческой кровью, или человека с двумя душами (другой вариант – сердцами) обречены всю жизнь вредить другим, когда первая из них умрет (остановится навсегда). Хотя по более поздней версии «стариков» это – рожденные под особой звездой, когда совпадают день и час абсолютного зла. Но в основе самого названия частицей «пир» (пор) (древнеславянский «жар», «огонь») закодирован тайный смысл этого духа, который не прошел очищение огнем после смерти, чтобы раз за разом возвращаться в мир живых, не зная покоя.
Германию, Францию, Италию, Австрию… и еще четыре с половиной десятка стран по всему миру образца 1648 года объединяло одно — волна не связанных между собой революций, вызванных всеобщей трансформацией общества. Все они имели свои собственные историко-экономические предпосылки, но единую цель — свержение существующего монархически-феодального строя и перевод общества на базовые демократические принципы существования. Главной же проблемой существования Габсбургской империи после разделов Польши была сплоченность и высокая национальное сознание коренных народов на новоприсоединенных землях.
Весна народов в Австрии началась, как водится, на венских столичных улицах многочисленными демонстрациями в марте 1848-ого. До восточных окраин страны революционное движение докатилось в считанные недели, когда с 18 марта во Львове, а четырьмя днями позднее в Черновцах началось народное движение с требованием политических изменений, которое с одной стороны вызвало яростное сопротивление правительственных военизированных, готовых открывать огонь на поражение подразделений, а с другой — формирование восставшими для защиты национальной гвардии из числа наиболее подготовленных и мотивированных своих сторонников.
Веками Буковина, словно заколдованная спящая на мягком ложе карпатских трав укрытая теплым одеялом еловых лесов на пушистой подушке облако красавица, ждала своего принца, который своим поцелуем вернет ее к жизни в стремительном и суетливом современном мире. У судьбы на все свое время, Эммануил Циффер пришел в назначенный ему срок (23 января 1833), чтобы успеть повзрослеть, усвоив все необходимые знания и навыки для выполнения высокой, возложенной на него жизнью, миссии вместе с шагающим Европой научно-техническим прогрессом.
Ему посчастливилось родиться в високообразованной еврейской семье Алоис и Иоганна Циферов, которые воспитывали своего сына в свете науки и любви к знаниям. Селезская гимназия, Венский университет… стали для парня лишь первыми ступенями на пути к мечте о карьере инженера-железнодорожника, не зря сразу со старта в свои девятнадцать Эммануил получил должность помощника строительного инженера горной железной дороги на Земмеринг.
Аппетитные кусочки мяса застывшей в прозрачной, как слеза младенца, юшке — от этого веет чем-то древним, завещанным от предков вместе с волей к свободе, живущей в душе каждого украинца, словно запечатленным в янтаре временем. Может именно поэтому так любят во всех уголках Украины это вкусное блюдо, которое является духовным носителем связи между поколениями нации.
Она скромно прячется под множеством имен: холодец, драгли, студенец, дригли, холодное, захолод, гишки, здриганец … но имеет единственную сущность — мясной отвар, после застывания превращающийся в прозрачную желеобразную субстанцию с кусочками мяса внутри. Причем вид использованного для приготовления блюда мяса или его смесь, не имеют значения, главная особенность состоит именно в магии превращения отвара в тугое желе.
Образованная семья украинских, известных со времен Хмельницкого, дипломатов и юристов Дрогомановых хоть и не нажила большого состояния, но честным трудом заработала себе доброе имя. Родители не только воспитывали своих детей в уюте домашнего островка демократии украинской культуры, но и активно помогали «всяким людям казацкого рода». Молодая порасль была достойна своих корней — все как на подбор вошли в анналы современной украинской истории, но фигура Ольги, как одной из самых прогрессивных и успешных панянок своего времени, заслуживает особого внимания, ведь раскныть и реализовать в полной мере столько своих разноплановых талантов удавалось в патриархальном обществе даже немногим мужчинам.
Судьба подарила ей уютное детство усадьбы на живописном берегу Псела среди любящей семьи, книг и мелодичных напевов матери, любимого и любящего супруга, который поддерживал ее во всех начинаниях всю свою жизнь, и талантливых детей. Возможно, не будь всего этого, жизнь неординарной женщины так и осталась бы затертой обыденностью, а не полноправно стояла в национальной истории наряду с духовными родителями-основателями современной Украины.
Если за границей утверждение «все женщины – ведьмы» достаточно спорно, то в украинском до сих пор полуязыческом обществе, где христианские обряды тысячелетия мирно уживаются с многочисленными народными предрассудками и разветвленной мифологией, оно относится ко всему обществу вцелом без разделения по гендерному признаку. Причем отечественная классификация магических существ не ограничивается одними ведьмами, а подробно подразделяет их в зависимости от способностей, навыков и сферы применения дара (или проклятия, для кого — как).
До сих пор хранящиеся в пыльных украинских архивах судебные дела по обвинениям в ведьмачестве свидетельствуют, что в большинстве своем они носили бытовой характер и имели целью выяснение отношений с привлечением суда таким способом по поводу имущественных прав (установление границы участков, права на торговлю, разделение наследства), семейного права (выяснение отцовства, адюльтер, устранение соперника(цы) или нежелательного законного брачного партнера) или борьбе за власть.
О каких красках и рисовании могла идти для него речь… Патриархальная Украина образца 1854 года его рождения, консервативная семья чиновника ведомства государственных сборов с харьковской Москалевки, ну кем еще было стать Сергею Васильковскому, как не усердным учеником классической гимназии, а после науки – пополнить ряды сотрудников казенной палаты, воплотив мечту родителей про карьеру государственного мужа.
Но муза за его плечами все не отпускала, соблазняя опять, как в детстве, окунуться туда, где цвело еще вольное до горизонта Дикое веками украинское Поле, где среди лугов белыми облачками под золотыми лучами солнца кое-где проглядывали опрятные украинские хатки, где голубые ленты рек… и никаких пильных бумаг с утра до вечера. Более трех лет сопротивления и кропотливого собирания заработанного понадобилось юноше, чтобы поступить в вожделенную Академию искусств.