Мудрость украинских предков, что на протяжении всех веков испытаний судьбы и неустанных стараний врагов навсегда стереть этот народ с лица земли, недаром выбрала именно 9 сентября в качестве главного женского праздника окончание сбора урожая и благодарности Матери-Земле (Рожанице или Диванне, Мокоши), которая девять месяцев своими неусыпными заботами беспокоилась о будущем своих детей, дабы обеспечить их на всю зиму безбедного сытого существования.
Ведь девятое число девятого месяца двойственно нумерологически совпадает с естественным циклом беременности, как основного естественного назначения женщины-продолжательницы рода. Поэтому-то Рожаницы традиционно в Украине в глобальном смымле воспринимались как сугубо женский праздник, который отмечался в узком кругу: на рассвете все поколения женского пола общины шли вместе на берег водоема, чтобы вознести на восход солнца молитву Земле: «Жертву Тебе правым – овсяную муку, и так поем славу и величие твои!», спуская на воду с вечера испеченные, украшенные цветами обрядовые бублики или калачи (каждая по одному), а после возвращения домов на пороге старшая женщина в роду должна была умыть через порог младшую, чтобы была жива, здорова и счастлива весь следующий год.
С древних украинских времен эта остроглазая птица с пронзительным голосом, крик которого заставляет сжиматься сердце от необьяснимого ужаса, гроза всей мелкой домашней птицы, и особенно ее птенцов («целовал ястреб курочку до последнего перышка») - главный символ хищничества, коварства, жестокости.., даже одно из отождествлений нечистого, несмотря на наличие немалого количества его сородичей по ремеслу пернатых и четвероногих на бескрайних украинских просторах. Красавец ястреб (известный в народе еще как коршак, коструб или шуляк), изображение которого в качестве тотема, сопровождало казацкое воинство в военных походах.
В обще женском мистическом ритуале «Отгон кошака» в первый понедельник Петровочки принимала участие вся взрослая женская часть общины: панночки подпоясанные или с заткнутыми за пояс ивовыми ветвями совершали танец гонения черной птицы смерти под напевы: «Ой, лісочку, ой, гайочку, не плодь яструбочка!». Причем с древнейших времен (которое пришлое христианство назвало языческим) апогеем действа была казнь и его торжественное погребение коршуна старейшей женщиной из принимающих участие в обряде (иногда жертвенной птицей выступал ворон).
Она приходит с полной корзиной щедрых даров рассветным прохладным дыханием, серебряной паутиной с капелькой росы на ветвях, ленью седых туманов, сменой декора листочек за листочком деревьев, цветов, трав… Вожделеют ее прихода, как манны небесной, жаркими летними полевыми днями, чтобы наконец отдохнуть от праведного труда, который длится от рассвета до заката день за днем, месяц за месяцем. Одетая в синее волшебница-Осень, самая щедрая и самая любимая из четырех украинских сезонов.
Рука об руку со Световидом (Овсеяня), богом осеннего равноденствия, опекуном Солнца-Даждьбога, яблочным ароматом она поздравляет украинцев с древним Новым годом (традиционно праздновался с 1492-го, и сейчас начинает летосчисление нового школьного и церковного циклов) полными закромами богатого урожая, который должен обеспечить благоденствие семье на следующие двенадцать месяцев, ведь его должно хватить не только на длительный сезон холодов, а так же на посадку и до вызревания нового урожая. Недаром же традиционное украинское пожелание звучало: «Чтобы был(-а) сыта, как осень, а богата, как земля!».
В эпоху Киевской Руси Новый год наступал на украинской земле 1 сентября вместе княжичем-солнцем, что приходит на рассвете младенцем и идет вечером старым дедом, которого пришлое христианство перекрестило на Семена-Столпника или Симеона-Стовиника (прозвище полученное именно за веху (столб) отсчитывающую полный годовой цикл). Церковь и сейчас считает его началом года по греческо-византийскому стилю.
В украинском Позднем Средневековье те давние славянские традиции были официально закреплены календарно указом митрополита Феогностия вместе с установлением официального празднования Нового 1342 года и действовали вплоть до 1699-ого. Ярким напоминанием о том является праздник школьного Первого звонка и отсчет школьного года именно от 1 сентября.
Кажется она была здесь всегда, незримым духом оберегая столицу Галичины столетие за столетием от всех ниспосланных Небом испытаний, как незгасимый луч надежды, единственным питающий душу в темные времена. Слава на Львовской опере — творение почти божественное, хоть и созданное с женской образа человеческой рукой, которой точно водило высшее вдохновение, в то время как за каждым плечом мастера стояло по музе.
Конечно же повышенное внимание горожан к такой выразительной и сильной центральной фигуре скульптурной композиции на фронтоне нового театрального сооружения в считанные месяцы окутало ее муаром домыслов, басен и предположений. Часть из них со временем исчезала, другая превращалась в пережившие свое время легенды. Самая маленькая деталь Славы от лаврового венка до последней складки раздуваемого ветром хитона была тщательно рассмотрена и оценена по достоинству. Количество листочков пальмовой ветви и перышек крыльев тщательно перечислено и переведено на язык предсказаний ведущими львовскими нумерологами.
Принимая духовный сан они отрекаются от своей земной жизни с ее телесными и душевными страстями, обещая перед ликом Господним жить лишь его заветами, соблюдение которых должно принести их душе вечное блаженство в райских садах… Но церковные обеты — это одно, а реальная жизнь — совсем другое: человеческое тело и дух слабы, а судьба все время ставит перед тяжелым выбором, в котором нет хороших альтернатив.
Как, например, война. Где пролегает граница между обещаниями Богу соблюдать хотя бы семь его заповедей и выживанием тех, кто давал эти обеты? Люди — есть люди, потому лишь единицы стоиков могут пожертвовать собой во имя своих убеждений (за два тысячелетия существования христианства, как мировой религии, количество канонизированных им мучеников за свою веру не так уж и велико — всего то 9 900 персон).
Гений физики, на десятилетие опередивший свое время. Немногим, как ему, удалось за столь короткое отведенное на земле время вписать свое имя золотыми буквами в анналы мировой науки. Он яркой кометой промелькнул на небосводе отечественной физики, оставив после себя яркий шлейф огромного наследия, который стал основой для открытия закона ракетодинамики и создания современных реактивных самолетов. Николай Кибальчик, самый младший отпрыск сербско-украинской семьи.
Он родился с неугомонным духом познания и обостренным чувством социальной справедливости, недаром подростком ему хватило моральной силы пойти против воли отца-священника и бросить Черниговскую духовную семинарию (видимо гены деда-бунтаря взяли верх над здоровым смыслом пассивным бытия серых масс). И недаром – жажда знаний и настойчивость обеспечили Николаю Серебряную медаль Новгород-Северской гимназии по окончании полного курса.