Древний казацкий род Терещенко с Черниговщины, первый капитал которого начал собирать еще прадед, Артем Яковлевич, сначала чумакуя, а затем вкладывая средства в сверхперспективное сахарное производство. Предпринимательская жилка переходила в роду от отца к сыну, Артем – Николай – Иван… на момент рождения маленького Михаила в 1886-ом на киевской Бульварной семья владела немалым состоянием и крупными предприятиями от Волыни до Харьковщины, и это не смотря на огромную сумму потраченную на благотворительность (их девиз «Стремление к общественным делам» всегда гордо развевался на родовом флаге).
Конечно же способный парень, в полной мере унаследовавший родовые таланты, очень быстро в полной мере проявил себя как полноценный игрок на социальной и бизнес аренах страны. Тем более что высшее экономическое образование Лейпцигского и юридическое – Московского университетов, владение тринадцатью языками и личное состояние оцененное в семьдесят миллионов рублей (его дед и отец, основной наследник Терещенских капиталов, умерли с разницей в три недели) давали ему полную свободу действий.
Шел 1618 год на Московии одновременно существовало два царя: никогда не бывавший на мокшанских болотах наследник польского трона Владислав Ваза (избранный семибоярщиной в 1610-ом) и местное хилое ничтожество, Михаил Романов – ставленник Земского собора выбранный тремя годами позднее.
Дипломатический польско-московитский поединок длился четыре года, пока сложился относительный паритет – Романов со своими войсками забаррикадировался в Москве, поляки военным лагерем стали под Вязьмой, ни одна из сторон не имела преимущества для одержания победы или веских аргументов для перелома ситуации в свою пользу.
Тысячелетиями эти глаза цвета небесной бездны берегли мир и согласие на благословенной индийской земле. Один их взгляд примерял злейших врагов или порождал взаимную любовь, унимал до скромности тщеславие и даровал вожделенное счастье материнства, успокаивал буйные головы и посылал души небесное просветление, хотя их владелец когда-то был всего лишь плодом любви между земными мужчиной и женщиной, родившимся в Айодхи в понедельник месяца Чайтра. Ведь согласно индуистским верованиям после смерти такой хрупкой физической оболочки душа вселенной великого Рамы поселилась именно в той статуе с глазами цвета его кожи – синими, как два бесконечных омута, между которыми и существует человеческая жизнь, бесценными алмазами.
Вот только после всех тех тысячелетий вера в могущественную силу великого Рамы с каждым годом английской колонизации становилась все слабее, пока однажды совсем не исчезла, открывая путь для неуемной человеческой жажды легкой наживы – так статуя бого-человека по легенде воровской рукой была лишена драгоценных всевидящих глаз. Их тайно продали на черном рынке. И хотя статуя осталась без глаза, но не утратила своей силы видеть и действовать сквозь пространство-время в вершении небесного правосудия через наказание осквернителей, хранящих священные реликвии…
Он родился среди безлюдных бесплодных сахалинских просторов в семье каторжан, сосланных за неповиновение московско-царскому режиму – мать-пермчанка, Мария Семеновна Ощепкова, осужденная на восемнадцать лет за побег с исправительно-трудовых работ, отец Сергей Захарович Плисак, столяр с Киевщины. Дикие условия проживания и тяжелый труд сделали свое черное дело – в двенадцать Василий остался круглым сиротой (родители умерли с разницей в два года); опеку над парнем получил дядя по отцу, Омельян Евдокимович Владыко, тоже каторжанин с Киевщины.
В 1905-м судьба наконец-то улыбнулась неудачнику – согласно Портсмутскому мирному договору Сахалин отошел к Японии. Поэтому после двух классов Александровского училища на средства от сдачи в аренду родительского наследства он получил возможность учиться в токийской духовной семинарии. Именно там Василий впервые столкнулся с японскими боевыми искусствами, ведь в учебный курс входили основы дзюдо.
Одним из ярких примеров типичного поведения московских татар-грабителей, договоренности с которыми во все времена не стоили и ломаного гроша – после захвата Конотопа в 1658-ом и общей молитвы вместе с жителями князь оккупантов Ромодановский отдал город на разграбление своим опричникам с обычной татарской аргументацией: «виноватого Бог найдет, а войска надо порадовать и наградить за труды, в походе понесенные».
Неудивительно, что и так не лояльное к московитам населения украинских земель от края и до края начало стекаться под знамена Ивана Выговского, который возглавил угасающий после смерти Богдана Хмельницкого движение сопротивления захватчикам за восстановление независимости Украины. Учитывая это на помощь Ромодановскому с Московии, нарушив украинскую границу, началось наступление 150 000 войска во главе с татарином Алексеем Трубецким.
Судьба, как наглядный пример демократических основ существования украинского общества до московской оккупации, ведь только при таких условиях в XVII веке каждый мог занять должность соответствующую его умениям и способностям. Интересно, что казак Кость Гордиенко, о молодых годах которого информация практически отсутствует (по предположениям Скальковского происходил из украинских волынских дворян Гординских, Яворницкого – полтовчанин с киево-могилянским образованием), появляется на страницах истории Войска Запорожского Низового в декабре 1703 года сразу в качестве кошевого атамана.
Главной целью деятельности на посту для Костя стала защита казацкой вольницы и Гетманщины от посягательств московских оккупантов. Причем поддержка последней во главе с Мазепой шло вопреки его личной вражде с главой, который после письма Гордиенко от имени запорожцев с отказом присягнуть на верность Петру I, написал призыв к московскому царю-сатрапу силой обуздать запорожцев.
Окутанная кружевом тайна баловня судьбы слава притягивала к себе пристальное внимание окружающих еще при его жизни, ведь что может быть магнетичней для людской молвы нежели датские корни, огромное наследство и сиротское детство. Да к тому же, после двадцатилетнего отсутствия Юрий Дунин-Борковский появился на Сечи ниоткуда, чтобы сделать стремительную карьеру от сотника до черниговского полковника в свои тридцать два и второго после Гетьмана человека, генерального обозного, через несколько лет (даже непродолжительное время возглавлял государство в качестве наказного гетмана). Ну как тут было не стать любимой фигурой для сплетен современников?
А еще была большая меценатская работа, ведь только на Черниговщине его счет были отреставрированы Спасо-Преображенский собор, Воскресенский, Благовещенский храмы, Пятницкий и Елецкий монастыри, также дарованная его щедрой рукой ценная церковная утварь с именным клеймом, часть которого сохранилась и по сей день. Но именно своей государственной позицией он сильно досаждал московской власти, которая всеми силами и средствами пыталась оккупировать Украину. Так черными сплетнями и ложью выдающегося общественно-политического деятеля выходцы мокшанских болот превратили в глазах потомков чуть ли не в вампира.