Долгий путь к красоте начинался совсем не в уютном доме гуцульской мастерицы, а там – среди горных долин, где росла конопля среди дождей и теплых солнечных лучей. Потом длинные зеленые стебле надо было еще собрать, вымочить, стипать, спрясть, смотать, прозолить, поснувать, соткать, отбелить… Только когда ткань готова, можно приступать к шитью главной составляющей какого-либо традиционного украинского наряда – рубашки.
Ушиванки (длинные утепленные подшивкой в нижней части) и вышиванки (короткие) рубашки на Гуцульщине шились из двух полотнищ домотканой конопляной ткани, которые образовывали стан. К нему перпендикулярно вшивались сплошные рукава, собираемые вышивкой на манжете и в верхней части вместе с плечевой частью стана, что образовывало контур горловины. Для вышивания крестиком или низанкою использовали одноцветные или полихромный набор шерстяных или конопляных нитей белого, черного, красного, зеленого и желтого цветов.
Большая семья Донцов в маленьком скособоченном домишке под стенами завода «Арсенал», где после увольнения с военной службы помощником чертежника работал отец и мать в вечных домашних хлопотах с семью ребятишками. Нет, родителей тяжелая жизнь не ожесточила – трудолюбивая мама находила время для всех своих детей, часто пела им украинские песни, а папа для талантливого Мишка даже собственноручно сделал скрипку.
Но каждый день, чтобы получить кусок хлеба с детства Донцовим детям приходилось работать – кому помогать по хозяйству и уходу за малышами, кому ходить в служках у богатых киевских господ. Михаилу повезло – однажды во время пения он попал в поле зрения известного киевского мецената Алексея Гринченко, который как раз подыскивал новые таланты в свой детский хор. Чистое сопрано мальчика стало счастливым билетом в мир высокого театрального искусства, он даже в составе своего хора пел под дирижерством Чайковского в «Пиковой даме».
«Черт его знает», – и бедолага пожимает плечами, «Бес попутал», – грустно склоняет голову виновник, «Нам хоть и черт, лишь бы яйца нес», – хитро улыбается в усы казак-зимовик в ожидании желаемого результата – эти крылатые фразы и сейчас широко используют жители Великого Луга и Левобережья. Украинцам издавна приходилось жить рядом с нечисти, как его называли за разные злые дела и каверзы, и как-то приспосабливаться к этому сосуществованию. Не зря же знаменитый кошевой Иван Сирко в оправдание за нарушение международных договоренностей оправдывался: «Если бы и черт, пан гетман, помогал людям в крайнем их бедности, то брезговать этим не годится, потому что говорят люди: беда и закон меняет».
Каменистые Днепровские пороги и Хортица с их плавнями, уединенными пещерами и дуплистыми вербами, что полощут свои длинные веточки в быстрый водице – самое место для того, кто задумывает недоброе. Рыбаки рассказывают о бесов- «комышников» и чертов-» очеретников», которые очень любят играть на свирели – одну испортит, другую вырежет, а ночью пугают удильщиков рыбой, которая неожиданно лопнет хвостом по борту, или тревожным криком птицы (особенно этим грешит болотная курица за что имеет прозвище «чертова»). Бывает услышит сердечный рыбак стон или плач ребенка, спешит на помощь и так заблудиться, что целый день из тех зарослей не может выйти, а страдальца так и не найдет, как и не было.
Потомки тех, кто в далеком 1555 году основал небольшое село на реке Лимница под Калушем и сто лет спустя активно поддержал Украинскую освободительную войну Богдана Хмельницкого, просто не могли были пассивными обывателями среди усиления польского давления на украинское общество под флагом Австро-Венгрии. Видимо именно поэтому первым официальным украинским эмигрантом в Канаду стал Иван Пилипов, рожденный за восемь лет до страны, которая станет его второй родиной.
Когда именно у простого парня из Станиславщины появилась интерес к дальним заокеанским краев – может еще в школе, когда учитель вдохновенно рассказывал о далекой Америке, или где-то в разговорах с местными немцами, которые работали на сплавах на Лимнице, промелькнула интересное название новой страны? Сперва, по воспоминаниям самого Ивана записанными И. Боберским в 1932-м, он обратился к местному немцу Гаврею за его кровными контактами в канадской земле – тот не отказал.
Полу-боги или полу-люди – они вечные хранители украинской земли, жизнь которых настолько переплелось с легендами, что через призму минувших веков очень трудно отделить правду о них от вымысла. Простые и не очень люди склоняли перед ними головы в знак большого уважения замешанном на страхе перед необъяснимым, чтобы передать их славу в преданиях через поколения. Но украинская земля во все времена дарила и сейчас продолжает своим неразумным детям этих магов, чтобы они спасали и берегли в самые трудные времена. Характерники – миф и реальность.
Когда смерть на поле боя гуляет рядом, собирая свою жатву, а кровь льется рекой остаться в живых и не сойти с ума помогает только вера в Бога, потусторонний мир, неизведанные силы, которые одних карают, других – милуют. Поэтому именно среди украинского войска, которое во все времена существовало на грани миров, родилось и сохранялось больше легенд и преданий о защитниках-магах, хотя само слово «характерник» появляется в литературных источниках только в XIX веке.
Официальные источники сообщают, что монахи доминиканского ордена появились в Летичеве по приглашению старостины Эльжбеты Каменецкой в 1600 году. В знак своего благословения на основание новой обители папа Павел V (1552 – 1621) прислал им копию иконы Богородицы из ватиканской базилики, а до момента начала строительства монастыря с тех пор прошло целых шесть лет. Но в местном народном фольклоре, активно поддерживаемом церковью, на те давние события через века остался свой взгляд.
Так летичевские легенды утверждают, что доминиканцев под стены вновь построенной крепости привела именно Богородица, но хозяин этих владений Ян Потоцкий наотрез отказал монахам не только в поселении под защитой, но даже запретил своим часовым пускать их в город. Не помогли слезы и уговоры жены, той самой Эльжбеты Каменецкой. Смиренно братия отступила перед грозным правителем … но далеко – временно они разбили свой лагерь в двух крестьянских домах в Залетичевке.
Запах ее беленьких и желтеньких цветочков удивительно-сладкий весной превращает эти невысокие кусты в самостоятельную живую вселенную, где трудолюбивые пчелы пытаются отпугнуть своим агрессивно-монотонным жужжанием других претендентов на их очень уж полезный и сладкий нектар. Смородина – царица сада.
Хотя она, известная еще под названием агрус или поречки, настолько не прихотлива, что растет не только в облагороженных человеческой рукой условиях садов, а где угодно: на каменистых склонах балок, среди бескрайних засушливых степей, на краю заболоченных долин. Почти все ее составляющие нашли свое применение в традиционной украинской кухне (может кроме корней), а уникальный набор витаминов и минеральных микроэлементов – наделил сильными лечебно-восстановительными и антисептическими свойствами.