История
Построенная во времена, когда в восточной Европе путем слияния зарождалось одно из могущественнейших государств, чтобы принести на эти земли «золотой век» благоденствия и процветания — создание Речи Посполитой согласно Люблинской унии от 1569 года принесло с собой огромные финансовые вложения, направленные не только на создание системы взаимосвязанных укрепленных форпостов для защиты от посягательств враждебно настроенных соседей, но и на активную поддержку культурно-просветительского развития в них.
В то время в цепочке важнейших оборонных городов-крепостей новой федеративной страны не последнюю роль играл Каменец-Подольский с его уникальным природным ландшафтом (изолированность от «большой земли» глубоким каньоном Смотрича) и месторасположением на перекрестке торговых путей. Поэтому во второй половине XVI века повышению именно его обороноспособности власти уделяли усиленное внимание, тогда же и была модернизирована система фортификационных укреплений по внешнему краю плато, состоявшая из длинных участков оборонной стены с чередующимися дозорными башнями.
Восточные рубежи охраняла закрепленная за гончарным цехом башня, строительство которой было окончательно завершено в 1583 году (о чем наглядно свидетельствует сохранившаяся до наших дней памятная табличка на фасаде).
В заботах о поддержании в необходимом удовлетворительном состоянии Гончарная башня чуть менее столетия спустя после строительства (1669 год) отремонтировали, чтобы уже через три года во время ожесточенных боев польско-турецкой войны она, приняв на себя один из основных ударов османской армии, пала в руинах.
Сразу же после восстановления прав Речи Посполитой на владение Подольем согласно Карловицкого мирного договора от 1699 года властями было начато восстановление каменецких городских укреплений, в том числе и восточного их представителя, хотя в видоизмененном образе и под названием Резницкой.
Минувшие затем два с половиной столетия, не смотря на войны и смену подданства на российское, мало отразились на облике Гончарной башни Каменца, и лишь реконструкция 1963-го вернула ей первоначальный облик – остроконечный конус крыши занял свое место.
Сейчас твердыня, являясь одним из многочисленных памятников городской архитектуры, защищается государством как одна из составляющих Каменец-Подольского исторического музея-заповедника, что принесло ей стабильность в плане поддержания исторической аутентичности оборонного зодчества XVI века.
Архитектура
Защищающая восточные подступы плато в петле Смотрича на расстоянии двадцать два метра от береговой линии Гончарная башня сейчас, как и на заре своего существования, представляет собой вписанный в ландшафт крутого склона каменный цилиндр диаметром тринадцать метров с перепадом высоты от трех до пяти ярусов при небольшом положительном уклоне, заканчивающихся резким скосом на вершине у высокой круглой односкатной крышей (после реконструкции начала XVIII столетия ее венчало зубчатое завершение).
Расположенный с запада (со стороны города) вход в башню на уровне третьего яруса в двух с половиной метровой толще стен подчеркнут белокаменным обрамлением наличников окна и памятной табличкой с датой постройки и гербом.
Обороноспособность восточного форпоста Каменца обеспечивали обоюдорасширяющиеся щеки бойниц с перемычкой трехцентрового очертания (на третьем ярусе – архитравной) на каждом уровне.
Из внутренних особенностей башни стоит отметить поярусно расположенные ниши каминов юго-западной стены, дымоходные каналы которых некогда тремя отверстиями выходили в трубу у ее вершины.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Хмельницкая обл., г. Каменец-Подольский, ул. Валы.
Ссылки
- Легенды. Златые кудри Ауринии
Как добраться
Автотранспортом по трассе Н03 (Житомир — Хмельницкий — Черновцы). В Каменец-Подольском следовать: пр. Грушевского — ул. Князей Кориатовичей – Новоплановский мост — ул. Троицкая, с которой второй левый поворот выводит на ул. Длинную расположенной параллельно улице Валы.
Общественным транспортом до Каменца, а затем маршрутными такси в Старый город до остановки «пл. Польский рынок», от которой 10 минут пешего хода вдоль ул. Ремесленной до ул. Валы, где находится Гончарная башня.