Гончарная башня

История

Каньон Смотрича с Гончарной башней в восточной части Каменца Каньон Смотрича с Гончарной башней Каменца

Построенная во времена, когда в восточной Европе путем слияния зарождалось одно из могущественнейших государств, чтобы принести на эти земли “золотой век” благоденствия и процветания — создание Речи Посполитой согласно Люблинской унии от 1569 года принесло с собой огромные финансовые вложения, направленные не только на создание системы взаимосвязанных укрепленных форпостов для защиты от посягательств враждебно настроенных соседей, но и на активную поддержку культурно-просветительского развития в них.

В то время в цепочке важнейших оборонных городов-крепостей новой федеративной страны не последнюю роль играл Каменец-Подольский с его уникальным природным ландшафтом (изолированность от “большой земли” глубоким каньоном Смотрича) и месторасположением на перекрестке торговых путей. Поэтому во второй половине XVI века повышению именно его обороноспособности власти уделяли усиленное внимание, тогда же и была модернизирована система фортификационных укреплений по внешнему краю плато, состоявшая из длинных участков оборонной стены с чередующимися дозорными башнями.

Восточные рубежи охраняла закрепленная за гончарным цехом башня, строительство которой было окончательно завершено в 1583 году (о чем наглядно свидетельствует сохранившаяся до наших дней памятная табличка на фасаде).

Гончарная башня фортификационной системы укреплений Каменца Гончарная башня Каменец-Подольского

В заботах о поддержании в необходимом удовлетворительном состоянии Гончарная башня чуть менее столетия спустя после строительства (1669 год) отремонтировали, чтобы уже через три года во время ожесточенных боев польско-турецкой войны она, приняв на себя один из основных ударов османской армии, пала в руинах.

Сразу же после восстановления прав Речи Посполитой на владение Подольем согласно Карловицкого мирного договора от 1699 года властями было начато восстановление каменецких городских укреплений, в том числе и восточного их представителя, хотя в видоизмененном образе и под названием Резницкой.

Минувшие затем два с половиной столетия, не смотря на войны и смену подданства на российское, мало отразились на облике Гончарной башни Каменца, и лишь реконструкция 1963-го вернула ей первоначальный облик – остроконечный конус крыши занял свое место.

Сейчас твердыня, являясь одним из многочисленных памятников городской архитектуры, защищается государством как одна из составляющих Каменец-Подольского исторического музея-заповедника, что принесло ей стабильность в плане поддержания исторической аутентичности оборонного зодчества XVI века.

Архитектура

Защищающая восточные подступы плато в петле Смотрича на расстоянии двадцать два метра от береговой линии Гончарная башня сейчас, как и на заре своего существования, представляет собой вписанный в ландшафт крутого склона каменный цилиндр диаметром тринадцать метров с перепадом высоты от трех до пяти ярусов при небольшом положительном уклоне, заканчивающихся резким скосом на вершине у высокой круглой односкатной крышей (после реконструкции начала XVIII столетия ее венчало зубчатое завершение).

Восточная оконечность Каменец-Подольского плато под охраной Гончарной башни Восточная оконечность Каменец-Подольского плато

Расположенный с запада (со стороны города) вход в башню на уровне третьего яруса в двух с половиной метровой толще стен подчеркнут белокаменным обрамлением наличников окна и памятной табличкой с датой постройки и гербом.

Обороноспособность восточного форпоста Каменца обеспечивали обоюдорасширяющиеся щеки бойниц с перемычкой трехцентрового очертания (на третьем ярусе – архитравной) на каждом уровне.

Из внутренних особенностей башни стоит отметить поярусно расположенные ниши каминов юго-западной стены, дымоходные каналы которых некогда тремя отверстиями выходили в трубу у ее вершины.

Дополнительная информация

Адрес: Украина, Хмельницкая обл., г. Каменец-Подольский, ул. Валы.

Ссылки

Как добраться

Автотранспортом по трассе Н03 (Житомир — Хмельницкий — Черновцы). В Каменец-Подольском следовать: пр. Грушевского — ул. Князей Кориатовичей – Новоплановский мост — ул. Троицкая, с которой второй левый поворот выводит на ул. Длинную расположенной параллельно улице Валы.

Общественным транспортом до Каменца, а затем маршрутными такси в Старый город до остановки “пл. Польский рынок”, от которой 10 минут пешего хода вдоль ул. Ремесленной до ул. Валы, где находится Гончарная башня.

Виктория Шовчко

Посмотреть расположение Гончарная башня на карте

Обсудить статью в сообществе