История
Фактически владимирский путь иезуитского ордена начался 23 февраля 1718 года с дарственной записи супруги волынского каштеляна Стефана Загоровского, Ядвиги в девичестве Самчик, шестидесяти тысяч злотых для Луцкого иезуитского коллегиума со своих земельных владений в Маркевичах и Губине, а так же двух тысяч злотых для волынских монахов того же ордена.
Фактическим же закреплением официального статуса иезуитов стала тысяча злотых для Владимирского иезуитского коллегиума от луцкого синода, что позволило двум проживающим в городе по состоянию на 1718 год монахам ордена святого Игнатия, которые вели свою миссионерскую деятельность при костеле святых Иоакима и Анны, стать родоначальниками будущего монастыря.
Средства же фундации Щепана Чацкого в размере более двадцати двух тысяч злотых (16 января 1749 года) да в общей сложности семьдесят тысяч и Трояновка от слонемского старосты Игнатия Садовского ( – 1761) обеспечили общество Иисуса во Владимире новым монастырским деревянным корпусом и величественным каменным костелом «Сердце Иисуса», строительство которых было начато в 1755-ом последним, хотя некоторые специалисты все же относят комплекс к первой половине XVIII столетия.
И хотя достоверно не подтверждено авторство проекта (некоторые эксперты приписывают его Григорию Кострихину), известно, что в период до 1772 года (храм консекрирован Луцкий епископ Феликс Павел Турский (1729 – 1800) в 1770-ом) строительством комплекса ведал Михал Радзиминский и окончил после смерти главного фундатора уже под пристальным присмотром его супруги Терезии из рода Четвертинских.
При владимирском иезуитском монастыре так же, согласно прежним пожеланиям благодетелей, планировалось открыть коллегиум, чему активно воспрепятствовала местная василианская братия, хотя курсы философии и риторики все же были открыты, но лишь стараниями и при жизни камецкого епископа Адама Война-Оранського ( – 1766).
После уничтожения в 1773 году иезуитского ордена как такового под давлением светских властей Европы буллой папы Климента XIV (1705 – 1774) и изгнания его монахов, василиане Владимир-Волынского начали активную борьбу за его наследство в виду обладания всего лишь ветхим деревянным строением на окраине города, но встретили активное сопротивление Терезии Садовской из-за их прошлых грехов.
Противостояние длилось тринадцать лет, пока в 1786 году с благословения польского короля Станислава Августа Понятовского (1732 – 1798) и комиссии народного просвещения с согласия наследственной фундаторки при условии выполнения всех условий фундаций иезуитского ордена (в том числе обязательство открыть школу) отцы ордена Василия Великого наконец не получили ключи от комплекса.
Ныне существующий каменный двухэтажный братский корпус и одноэтажный хозяйственный обязаны своим существованием именно полувековому периоду управления комплексом Сердца Иисуса униатов-василиан.
Аннексия Волыни московитами после Третьего раздела Речи Посполитой сказалась на ее религиозной жизни уже спустя несколько лет – для начала в 1803 году была закрыта школа при владимир-волынском василианском монастыре, а отголоском польского восстания 1830 – 1831-х стала ликвидация католической обители как таковой в 1840-ом.
Наступление на римские оплоты веры происходили при активном содействии православных священников, ведь все имущество иезуитов и василиан отошло им в наследство, после изгнания с просторов империи двуглавого орла последних – их храм был переосвящен в церковь во имя Рождества Иисуса Христа, а келейный корпус занял православный монастырь.
Уже в 1847 году православные хозяева начали расширять свое приобретение, устроив в нижнем ярусе теплую церковь в честь Покрова пресвятой Богородицы, хотя до 1870-ого Христорождественский монастырь числился в третьеклассных под управлением игумена, несмотря на величественность сооружения.
Затем его перевели сразу в первоклассные (во главе архимандрита), а 8 июня 1891 года здесь обосновалась Владимир-Волынская православная епископская кафедра Паисия Виноградова (1837 – 1908).
Первая мировая, развязанная не без участии вездесущей Московии, погребла под своими руинами не только ее империю Романовых, но и доминирование православия на волынских землях – кафедра со всем ценным имуществом была эвакуирована в 1914-ом в Харьков, а бывший иезуитский монастырь Владимира на период польского межвоенного правления ХХ столетия вернулся в лоно католической церкви под именем Послания Апостолов (храм обращен в приходской). Тогда же была проведена частичная реставрация комплекса.
Вторая мировая война 1939 – 1945 годов, и Московия уже в образе красных советов вновь оккупировала Волынь, но на этот раз принеся с собой не другую доминирующую конфессию христианства, а атеизм как государственную религию, чтобы устранить конкурентов в борьбе за сердца и умы украинского населения. На время советского правления величественный комплекс превращается в склад, хотя в 1983-ем уже в статусе памятника архитектуры его начинают восстанавливать.
Настоящее возрождение бывшего иезуитского монастыря осветила лишь украинская независимость 1991-ого, которая сделала возможным передачу комплекса православной общине Владимир-Волынского. Сейчас здесь размещается епископская кафедра с собором Рождества Христова и храмом Успения пресвятой Богородицы Волынской епархии.
Архитектура
Монастырский, бывший иезуитский, комплекс представляет собой два корпуса, находящиеся в непосредственной близости от Христорождественского храма, из которых северный представляет собой сложнопрофильный с-подобный двухэтажный комплекс, а южный, состоящий из двух кирпичных оштукатуренных прямоугольных объемов (южный с флигелем), – непосредственно примыкает к трансепта собора.
Их декоровое оформление на фоне бывшего костела аскетично и незамысловато: вертикальное членение простыми лопатками и горизонтальное – карнизами, немного скрашивают общий вид лишь люкарны их четырехскатных кровель.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Волынская обл., г. Владимир-Волынский, ул. Николаевская, 20.
Как добраться
Автотранспортом по трассам Н22 (Устюг – Луцк – Ровно) или Р15 (Ковель -Турийск, Владимир-Волынский – Нововолынск – Червоноград – Великие Мосты – Жолква) или Т0302 (Пища — Шацк — Любомль — Володимир-Волинский — Павлова — Горохов — Берестечко — Козин — Кременець). По городу: ул. Луцкая (Данилы Галицкого / Устилужская) – ул. Ковельская, на пересечении которой ул. Тараса Шевченко расположен бывший иезуитский монастырь.
Междугородним транспортом из Луцка или Ковеля до авто / железнодорожного вокзалов Владимир-Волынского, а затем следующим в северном направлении общественным транспортом до остановки «Собор Рождества Христова».