История
Древний город Руси-Украины пожалуй и не вспомнит, когда на его территории впервые появился католический храм. Первые письменные упоминания про деревянный костел как нововозведенный на этом месте относятся к 1749 года, хотя уточняется что построен он был на месте старой приходской церкви сожженной накануне гайдамаками. Фундатором работ выступал тогдашний владелец города Францишек Селез Потоцкий (1700 – 1772).
Однако и этому зданию времени существования отведено было всего два десятилетия существования – Колиивщина 1768 – 1769 годов уничтожили католический храм вместе с польским центром города. А уже через три года Францишек Селез начал масштабное восстановление его в камне по проекту архитектора Томаша Етлингера, но смерть помешала, и работы замерли едва начавшись.
Наследника графа, сына Станислава Щесного Потоцкого (1751 – 1805), мало волновали религиозные вопросы, поэтому строительство костела при нем так и не возобновилось. В Умани у хозяина был другой интерес, который сделал ему и городу имя в веках – Софиевка. Именно на парк граф не жалел времени и денег.
Успенскому собору предстояло ждать до перехода уманских имений по наследству в руки Александра Потоцкого (1798- 1868) после смерти матери, той самой знаменитой Софии Витт-Потоцкой, в 1822-м. Новый хозяин начинает активное развитие Умани не жалея средств, поэтому, несмотря на притеснения со стороны оккупационной московской царской власти, уже через четыре года католическая святыня значится в документах как построенная. Освящение ее провел 26 апреля 1826 года луцко-житомирский епископ Каспер Боровский (1802 – 1885)
Столетие процветания костела в обрамлении беломраморных статуй и надгробий могил знатных господ закончились с вооруженным захватом украинских земель в 1919 году советским люмпеном, который сначала вынес все самое ценное из храма, а затем, после полутора десятилетий травли и преследований значительно поредевшей общины, красные атеисты в 1934-ом его вообще закрыли.
А через два года католическое религиозное сооружение по воле тогдашней власти превратилась в выставочный зал Социально-исторического музея Уманской округа, в котором были представлены художественные работы Строцци, Матейко, Рибейры, Рембрандта, а также уникальные коллекции фарфора, мебели и скульптуры.
Почти полностью уничтожена во времена немецкой оккупации развязанной Москвой и нацистской Германией Второй мировой войны 1939 – 1945 лет коллекция на какое-то время сделала здание Успенского костела бесхозным, что позволило использовать его в качестве складских помещений Уманского управления смешанной торговли.
Лишь в 1967-ем группа энтузиастов при поддержке местного краеведческого музея обратилась к советским властям за разрешением на размещение в стенах памятника архитектуры и доминанты старого города картинной галереи, кстати сказать первой в области . В создании экспозиции активно приняли участие Полтавский, Лублинський, Черкасский, Киевский музеи и Феодосийская галерея, в целом предоставившие из собственных фондов до шестисот произведений западного и восточного искусства.
Пережив развал очередной московской империи на этот раз советской в 1991-м и непростые первые годы восстановления украинского суверенитета, картинная галерея в качестве отделения Уманского краеведческого стала владелицей крупной коллекции из более чем десять тысяч экспонатов из разных уголков мира, разных мастеров и стилей исполнения.
А с 1995-ого в католическом соборе Успения Пресвятой Богородицы возобновились богослужения, которые и сейчас проходят несколько раз в неделю. Так на сейчас религия и культура уже которое десятилетие мирно сосуществуют под одной крышей как гимн созданию и человеческой толерантности ради светлого будущего.
Архитектура
Успенский костел представляет собой классическую кирпичную оштукатуренную прямоугольную трехнефную восьмистолпную базилику с четырехколонным портиком тосканского ордера на ступенчатом стилобате центрального входа с востока и полукруглой апсидой и симметричными прямоугольными ризницами с запада под двускатной крышей, расположенной на центральной городской площади на холме, что делает его визуальной доминантой окружающей застройки.
Сооружение в стиле поздней классике с нехарактерным входом с востока украшено широкими лопатками французского руста с окнами- «розами», широким фризом с триглифами, профилированным лобовым карнизом на модильйонах, арочными окнами боковых фасадов в обрамлении архивольтов с подоконниками на кронштейнах, треугольным в филенках на модильйонах центральным тимпаном, который подчеркивает ступенчатый декоративный фронтон.
Внутренний интерьер сконцентрирован вокруг восьми пилонов, несущих вес массивного антаблементу, на котором покоятся полуциркульные своды нефов с переходом в конху апсиды центральной из них. Пилоны соединяют между собой полукруглые арки и украшают полуколоны ионического ордера, а фриз оттеняет растительный орнамент.
Музей
Музейная художественная коллекция разнообразна по направлениям, но основные направления экспозиции включают произведения представителей западноевропейской школы XIX – начала XX, украинских художников того же периода и современных творцов Украины. Среди самых известных авторов значатся фамилии Буша, Рейхана, Беццуоле, Черняховского, Задорожного, Григорьева, Греза, Головко.
Кроме того, в коллекции хранится немало замечательных представителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства, а также изящных предметов быта и мебели в том числе стран Востока (Япония, Индия, Индонезия, Китай).
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Черкасская обл., г. Умань, ул. Коломенская, 2.
Как добраться
Автотранспортом по трассе М12 (Стрый – Тернополь – Хмельницкий – Винница – Кропивницкий – Знаменка) или М05 (Киев – Одесса). В городе по улицам: Интернациональная – Киевская – Тищенко – Европейская – Небесной Сотни – Освободителей до площади Свободы, рядом с которой расположен Успенский костел.
Общественным транспортом в Умань, а потом – городским до главной Соборной площади, где сейчас находится Уманская картинная галерея.