История
В древности остров, который сейчас находится посередине реки был частью левого берега Бога (старое название Южного Буга), но строительство нового фортификационного укрепления Валентием-Олександором Калиновским ( – 1620) в рамках переноса винницкого городского центра на правый берег в 1604 году вместе с строительством монастыря иезуитов требовало дополнительных мер защиты, поэтому была перекопана островная лука и донасипан грунт, что отделило его от суши.
Однако все попытки польских старост превратить уже остров в неприступную крепость (бастионно-эскарповая система укреплений с подъемным мостом и дозорными башнями) потерпели сокрушительное поражение, несмотря на статус «при королевском дворе» со служебными и часовыми помещениями, казной, архивом, тюрьмой. Хотя он и сыграл свою роль в украинско-польском противостоянии освободительной войны 1648 – 1657 годов, когда карательная экспедиция гетмана коронного Ричи Посполитой Мартина Калиновского (1605 – 1652) решила двинуться на Винницу, тогдашний центр Брацлавского воеводства и полковой город Кальницкого полка, для пережидание весеннего бездорожья (фактическое нарушение Польшей условий Зборивсього мирного договора этими действиями его не смущало).
Однако защитники Виннице во главе с казацким гетманом Ивана Богуна (- 1664) хорошо подготовились к польскому наступлению – лед на подступах к Кемпе украинские военные накануне испещрили прорубями, замаскировав их сеном и снегом, поэтому передовые отряды конницы Брацлавского воеводы Станислава Лянцкоронского (1590 – 1657) фактически потонули. К вечеру 11 марта 1651 укрепления островной крепости поляки все же взяли основными силами Калиновского около двенадцати тысяч человек.
Десять дней, пока продолжались безрезультатные штурмы казацких шанцев Муров и неудачные переговоры с храбрыми немногочисленными защитниками, Кемпа оставалась базой для польского войска. После осознания бесперспективности всех военных тактик против казаков 21 марта Калиновский оставляет винницкую островную крепость и отводит свои отряды в Бар.
Удачная казацкая оборона (памятник отрядам Богуна сейчас установлен в сквере на Кумбарах) подтвердила стратегическую целесообразность существования укреплений на острове лишь в качестве аванпоста при угрозе с востока. Именно поэтому крепость существовала здесь до московской оккупации конца XVIII века (по состоянию на 1789-й к деревянным воротам крепости с земляным валом по внешнему периметру из города вел мост, внутри действовали конюшни, тюрьма, хранились какие-то стратегические запасы).
С потерей фортификационного значения в XIX столетии кемповская крепость пришла в упадок. Об острове вспомнили только в рамках амбициозного проекта строительства двух звеньев железнодорожного моста системы Швеллера с ним посередине. Проект разработанный при участии главного винницкого архитектора Григория Артынова (1860 – 1919) был воплощен в жизнь в 1902-ом (металлические его части были изготовлены на Брянском Александровском рельсопрокатном механическом заводе).
В 1913-м по этому мосту через остров прошел первый винницкий трамвай, который осуществлял свои маршруты и после очередной, на этот раз советской, московской оккупации 1920-го. А потом российский режим втянул украинские земли и весь мир в ад Второй мировой войны 1939 – 1945 годов, когда при наступлении их вчерашних немецких союзников войска красной армии, убегая, взорвали все винницкие мосты через Южный Буг.
После того прямое сообщение «большой земли» с островом, который к тому же стал значительно меньше с поднятием уровня воды после строительства Сабаровской ГЭС в 1950-х, больше не возобновлялось. На его небольшом пространстве с переименованием в парк «Фестивальный» в честь проведения в 1970 – 1980-х здесь музыкальной феерии «Звезды над Бугом» разместились различные социальные объекты.
После возвращения украинской независимости вопрос восстановления пешеходного сообщения с Кемпой несколько раз появлялся на дневной повестке городского совета, но к воплощению намерений в жизнь пока так и не дошло. Но благодаря ему у города в 2011-ом появилась собственная прекрасная визитная карточка – уже знаменитый фонтан «ROSHEN» (на острове установлена часть его оборудования). А четырьмя годами ранее на острове торжественно был открыт памятный знак украинской-польского примирения с участием польской делегации.
Архитектура
Почти круглый в диаметре (благодаря своему искусственному происхождению) с небольшими выступами в сторону Старого города и природного по течению остров в центре излучины Южного Буга сейчас плотно зарос различными представители местной флоры, создав уникально экосистему с редкими видами насекомых и растений. Обособленный быстрыми водами (минимальное расстояние от правого берега – шестьдесят, левого – семьдесят метров) он служит прекрасным антуражем набережной «ROSHEN» и любимым местом прогулок винничан.
Дополнительная информация
Место расположения: Украина, Винницкая обл., г. Винница, река Южный Буг.
Как добраться
Автотранспортом по трассе Р11 (Винница – Немиров – Ямполь) или по трассе Е50 (М12) (Львов – Тернополь – Хмельницкий – Винница – Кировоград), а затем, не выезжая на объездную, по улице Соборной к набережной «ROSHEN», напротив которой расположен остров.
Общественным транспортом в Винницу, а затем городским по улице Соборной до Центрального моста, который расположен рядом с Кемпой.