Братский ректор. Иов Борецкий

Активный поборник собственной украинской православной церкви под покровительством Вселенского патриархата и противник униатства, ректор и первый преподаватель латыни Львовской братской школы, основатель и первый глава Киевского братства, митрополит Руси-Украины, духовный наставник Петра Могилы… его регалий и почетных званий, как признание выдающихся заслуг перед украинским православием и не счесть, не зря же признан отечественной церковью святым. Иов Борецкий всю жизнь возложил на служение интересам своей страны в сложившихся обстоятельствах господства Ричи Посполитой, полностью оправдав свою фамилию.

Родившийся в семье мелкого украинского шляхтича в галицких Бирчах Русского воеводства образца 1660 года, он получил блестящее, как в то время образование во Львовской братской школе и Острожской академии, Краковском университете… Неудивительно, что в свои сорок четыре он возвращается в свою львовскую Альма-матер в качестве первого в истории заведения дидаскалом латыни (также преподавал греческий и польский) с должностным окладом в десять злотых.

Пожалуй, благодаря полному соответствию Иова Матвеевича заяленным высоким моральным требованиям Львовской школы братчиков как-то: благочестие, ум, смирение, воздержание, трезвость, честность, благородство… не чародей (что тоже кроме прочего было в перечне преподавательских добродетелей), что стало хорошим примером для его учеников уже через несколько лет побудило братство предложить ему ректорскую должность учебного заведения. Не последнюю роль в этом сыграло и образцовое поведение его жены, Некифоры Теодоровны Чеховичевны, активно помогавшей в школьных делах и церковной борьбе против покатоличивания Украины.

Два десятилетия просветительской деятельности во Львовской братской школе Иов Борецкий плодотворно сочетал со своей вдохновенной борьбой против перехода Украинской православной церкви под протекторат Ватикана и внедрение Берестейской унии как механизма его воплощения. Його переклади листування Олександрійського патріарха Мелетія з єпископом Іпатієм Потеєм та князем Костянтином Baсильйовичем Острозьким з приводу аспектів духовності та виховної діяльності надихнули ректора написати власні фундаментальні роботи «Пересторога» для православних вірян та архіпастирів та наставу для вчителів, що вийшла друком у львівського Ставропігійського братства в 1609 г. «Иже у святых Отца нашего Иоанна Златоустаго. Беседа избранная о воспитании чад».

Усиление давления на православие на подконтрольных Польше землях привело к значительному обеднению братства, так что в 1615 даже не стало чем выплачивать зарплату преподавательскому составу. Иов переезжает в Киев, где ему предложили мицсе приходского священника Вознесенской церкви на Подолье.

В столице отец Борецкий продолжает свое победное шествие во славу украинских образования и церкви – его усилиями при помощи гетмана Петра Сагайдачного основано братство и школа при нем, при чем это образовательное учреждение единственное из ему подобных достигло со временем высшей степени развития, став прародителем Киевской академии. Его сподвижницей в этом была вдове мозырского маршалка Елизавета Гулевичевна, которая 15 октября 1615-го подарила для вновь общины собственную киевскую усадьбу. Учебный процесс благодаря приглашениям к преподаванию ведущих украинских ученых, писателей, общественных деятелей.

Результатом активной деятельности было стремительное продвижение Борецкого в церковной иерархии, особенно после принятия пострига в декабре 1619-го и при поддержке гетмана Сагайдачного: настоятель киевского Златоверхого монастыря, а 9 октября 1920-го посвящения в великой Печерской церкви. престол, ставший при бешеном давлении католической Польши фактом восстановления Киевской меторополии после четвертьстолетнего забвения.

Работа под руководством нового митрополита всея Руси закипела: издания переведенных им с греческой праздничных служб в собственной типографии Киево-Печерского монастыря (ранее выкупленная у наследников Гедеона Балабина архимандритом Елисеем Плетенецким), на церковном съезде приняты так с заключена «Протестация…», в который казачество впервые названо оплотом украинской земли и украинских севободов.

После смерти Петра Сагайдачного 22 апреля 1622 года Иов Борецкий остался один на один с украинскими реалиями непризнанности Киевской митрополии со стороны Речи Посполитой при слабом гетманате. Около девяти лет он отчаянно борется за укрепление православных епархий и разветвленной сети образовательных учреждений, созданных при храмах. Даже в своей духовной, распорядителем которой назначался его питомец, Петр Могила, он все свое имущество (за исключением поддержки бывшей жены и дочери), завещал на нужды православной церкви и украинского образования.

Смерть Ива Борецкого 12 марта 1631 стала неожиданностью для всех, что оставила целый шлейф незаконченных дел и не воплощенных замыслов. Частично их потом осуществит его духовный отпрыск Петр Могила, но не все.

29-02-2024 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Комментирование этой статьи закрыто.