История
Инкерманские высоты — самый дальний восточный рубеж великой Римской империи на заре нового летосчисления, ставший приютом для неугодных светской или духовной власти огромной державы. И как сосредоточию мятежных духом ему суждено было стать оплотом молодой христианской религии, питаемой лишь верой и чудесными деяниями первых проповедников.
А начиналось согласно приданиям христианская история Крыма с вдохновенных проповедей святого апостола Петра ( – I век), эхом отбивавшихся от инкерманских скал, чтобы прорастить первым зерном веры в сердцах тех, кто, не смотря на гонения власти и покорной ей толпы, шел на покарание в поисках истины.
Потом было проникновенное слово к слабым духом сосланной на каторжные работы каменоломен в 96 году племянницы римского императора Тита (39 — 81) из рода Флавиев Домитиллы, которая пожертвовала всем ради своей веры — лишилась высокого положения, своего состояния, казненного супруга-единоверца и свободы по обвинению в «безбожии» и «поклонении иудейским идолам».
Возникновение же пещерного монастыря в толще известняковой скалы над устьем Черной речки связывают с именем еще одного из первых мучеников веры – мятежного римского царедворца Климента I ( – 101), которому от рождения были даны все земные блага, но душа металась в поисках истины. Слово Божье через уста апостола Варнавы ( – 61), а потом рукоположение апостола Петра ( – 67) открыли ему дорогу к свету и Святому Престолу, вызвав в то же время преследования римских властей, закончившиеся ссылкой на далекий Крымский полуостров. Здесь он нашел единомышленников, силой молитвы и слова ежедневно приводя к кресту десятки новообращенных, и… мученическую смерть в водах Черного моря.
Потом его через пять с половиной веков сменит еще один мятежный первосвященник римский Мартын ( – 655), сосланный на далекий полуостров за противостояние компромиссным уступкам власти в вопросах истинной веры, чтобы найти здесь закат своих дней в укреплении духа последователей Христа.
Так северный форпост Херсонеса превратился в оплот будущей мировой религии, чтобы, окрепнув, через века (по оценкам специалистов VII век) превратиться в единый огромный монастырский комплекс, выдолбленный рукой и силой веры добровольных последователей в отвесной скале инкерманской высоты.
Потом будет мирное благоденствие в течении восьми столетий, пока единый удар мусульманского меча не оборвет его в 1475 году, чтобы погрузить в забвение инкерманский монастырь на триста с небольшим лет.
Жизнь вернется в эти стены с установлением в Крыму власти Российской империи в конце XVIII, и то лишь в затем чтобы превратить в пороховые склады молодого Черноморского флота.
Возрождение же, уже в качестве православной твердыни, монастырь на Инкерманской высоте обязан архиепископу Херсонскому и Таврическому Иннокентию (1800 — 1857), стараниями которого в его пещерных криптах был открыла киновия (1852 год) в честь святого Климента, чтобы спустя два года вновь пасть под ударом грозных коалиционных войск во время Крымской войны 1853 — 1856 годов, когда часть его пещерных келий и храмов было разрушено, а наземные сооружения получили значительные повреждения.
Однако же сразу после подписания Парижского мирного договора от 18 мирта 1856 года договора пещерный храмовый комплекс начинает возрождаться к жизни в былом великолепии, а на протяжении последующих десятилетий последователями первых христиан в толще скалы и возле нее сооружаются новые церковные помещения: церковь Мартина (1867), храм великомученика Пантелеймона (1895), церковь Николая Мирликийского (1905), храм Благовещения Пресвятой Богородицы (1910) (не считая вспомогательных построек).
В 20-х годах ХХ столетия подпадающий под атеистическую политику правящей партии инкерманский монастырь закрыли, предоставив на волю беспощадных стихий, постепенно разрушающих его древние стены как когда-то в прошлом. Его имущество было передано Севастопольскому музейному объединению, а келии опустели.
Вторая мировая в 1941 – 1944, огненным смерчем прокатившаяся по Крымскому полуострову, закончила дело уничтожения климентьевского комплекса — наземные сооружения были стерты с лица земли, а пещерные — большей частью обрушены.
Исход второго тысячелетия и труды архимандрита Августина (1955 — 1996) вдохнули свежий глоток жизни в умирающую твердыню Инкермана, и в 1991 году начались восстановительные работы, в ходе которых были вновь сооружены наземные храмы и монастырские здания, а так же расчищены и вновь освящены пещерные церкви и вспомогательные помещения.
Обитель была открыта двумя годами позднее и продолжает свое богоугодное дело и по ныне, проповедуя слово Божье, так же и в восстановленном в 2010 году храм великомученика Пантелеймона.
Архитектура
Инкерманский монастырь, созданный трудами и истовыми молитвами многих поколений верующих представляет собой симбиоз эпохальных культовых сооружений. Ныне он состоит из восьми храмов наземного и пещерного устройства с целым комплексам вспомогательных сооружений (келейный корпус, гостиница, подсобные помещения).
Пещерная часть монастыря включает в себя разветвленную сеть из нескольких десятков соединенных между собой отдельных помещений с лестничным выходом в находящуюся на гребне крепость Каламиту.
Ее центром является трехнефная (разделены арками с тремя парами колон) с нартексом базилика святого Климента, полуциркульные своды которой подпирают лотосовидные капители из мастерски обработанного инкерманского камня, а стены еще хранят следы былого великолепия фресковой живописи. С внешней стороны скалы в воздухе парит ее выступающий балкон, а с с внутренней — два лестничных марша поднимаются к вершине.
Соседствует с ней небольшая прямоугольная пещерная церковь святого Мартина с полуциркульным сводом, отличительной особенностью которой является единственный подпорный столб у входа.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, АР Крым, г. Инкерман, ул. Карьерная.
Тел.: (0692) 72-22-65.
Ссылки
- Легенды. Источник святого Климента
Как добраться
Автотранспортом по трассе Е 105 (М 26) (Орел — Харьков — Днепропетровск — Запорожье — Мелитополь — Джанкой – Симферополь — Севастополь) или М 18 (Симферополь — Ялта — Севастополь). С Симферопольского шоссе повернуть на указателе в сторону Инкерманского монастыря.
Общественным транспортом (маршрутными такси или электричкой) до Инкермана от Севастополя / Симферополя, до остановки “Инкерман”, а затем пешим ходом 10-15 минут до монастыря, вдоль которого проходит железнодорожные путя.