Аскетичный модерн начала ХХ столетия в легком флере загадочной готики на одной из харьковских улиц пусть и отсчитал всего столетие своего существования, но уже успел обзавестись длинным шлейфом легенд и преданий, которым обладает не всякий старинный замок.
И кто бы мог подумать, что такое прагматичное коммерческое начинание как частная женская гимназия двух сестер Покровских может стать одной из городских достопримечательностей. А всего лишь нужно было, чтобы их братом оказался сам епархиальный архитектор Владимир Николаевич Покровский, не ограниченный своими заказчицами ни в выборе архитектурных форм, ни в использовании элементов отделки.
Один город и три версии его основания как происходит всегда, когда имеющихся документальных фактов намного меньше, чем легенд и домыслов, не требующих подтверждения. А вообще-то принятая наукой датировка рождения населенного пункта от первого упоминания в сохранных после многих столетий войн, природных и человеческих катаклизмов документах – довольно условная единица, которую с успехом, но без результата вот уже столетия оспаривают археологические артефакты и выводы семантических изысканий.
Поэтому официально признанный датой основания 1240-ый от Рождества Христова (первое упоминание Житомира в летописи) уже сейчас поставлен под сомнения как минимум тремя разными теориями, опирающиеся на свои предположения, выводы, факты и прибавляют к его и без того убеленного сединами возрасту еще как минимум два столетия.
История Харькова на рубеже XIX и XX столетий ознаменовалось не только бурным витком социально-экономического подъема, но и таким вошедшим в повседневный обиход понятием как «публичный конкурс» при строительстве не только общественных зданий, но и частных особняков.
Причем публичность такого конкурса на каждом этапе можно было отследить по страницам знаменитого журнала «Зодчий» от объявления конкурса с детализированными условиями до определения результатов. Хотя это не гарантировало воплощение в жизнь проектов-победителей как в целом, так и их отдельных частей, что было связано с определением победителей архитектурной комиссией согласно заявленных требований, а право собственности переходило в собственность заказчика, который по своему усмотрению решал их дальнейшую судьбу.
Повороты судьбы иногда столь причудливы и непредсказуемы, что предугадать их повороты не возьмется даже самый опытный астролог. Рождение в маленьком селе Шпанив что на Волыне конечно же не давало возможности предположить блестящее будущее, хотя именитый род Радзивиллов, находящийся в родовых связях с половиной аристократии Европы давали предпосылки к безбедному существованию и вольной жизни, но Вторая мировая и советская оккупация Украины, где в Олыке официально находилось родовое имение княжеского рода, спутали все карты.
Будущее молодого наследника Станислава Альбрехта Радзивилла было туманно. Первый брак с графиней Розой де Монлеон растаял вместе с дымом пожарища боевых действий, но новая любовь к хорватке Грейс Колин, свадьба с которой состоялась в 1946-ом, дали силы жить дальше. Счастливой случайностью стало их знакомство в Нассау, где молодые поселились для получения британского гражданства, с известным трейдером Феликсом Фенстоном, результатом которой стало создание риелторской компании для работы на британском рынке.
«Ало. Ало. Ало. Говорит Харьков», – именно с таких слов в эфире обычного техника, которые услышали семь десятков человек 16 ноября 1924 года, стартовал отсчет истории общественного радиовещания Украины.
А начиналось все в Харькове конца XIX с научных разработок радиоуправляемых машин и механизмов всемирно известного профессора Харьковского университета Николая Дмитриевича Пальчикова. Именно им был создан первый прибор способный настраиваться на определенную волну, за чем следует его записка в военное ведомство с запросом на исследование способов защиты беспроводной телефонии от внешних электрических волн (1901). Пальчикову же принадлежит честь оборудования в городе на Лопани первой локальной радиостанции и первого в империи автомобиля-передвижной радиостанции (1904).
Излюбленное место отдыха жителей и гостей столицы житомирских земель. Его роскошь и экзотическое убранство, не смогли до конца стереть с лица земли все старания двух мировых войн, советских властей и бессердечия обывателя. Может это сила бронзовой Артемида хранит его через века, или могущественное заклятье тамплиеров не дает временщикам уничтожить зеленую жемчужину, но ни одно сердце не остается равнодушным к его волшебной красоте.
Создание парка, сейчас носящего имя Юрия Гагарина, приписывают последнему барону де Шодуару – Ивану Максимилиановичу, хотя согласно историческим данным за основу для него был взят издревле существовавший на живописном берегу реки Тетерев лиственный лес. Но сохранившиеся лишь на пожелтевших черно-белых снимках величественный трехэтажный дворец в окружении роскошного парка-сада со статуями до сих пор будоражит умы и сердца краеведов.
Самый мирный город во все времена не мог существовать без надежной защиты, сильного войска и свободолюбивого населения. А что уже говорить о небольшом городке буферной для Европы Киевской Руси с полчищами восточной орды и крымских татар в виде «добрых», всегда готовых за неумением создавать отнять, разорить, уничтожить соседей.
В те далекие времена, когда украинские земли были независимы и сильны, главным оружием селения на реке Мирке, за добрый нрав местных жителей прозваного Мировым, были высокие земляные валы, пяти с половиной километровым кольцом ограждающие его от незваных гостей. Да только миролюбие хоть и под защитой стен десятиметровой высоты – плохой помощник в войне – его, как и многих собратьев по несчастью, стерли с лица земли несметные Батыевы орды.