Высокий холм, перед которым преклонили колени окружающие бескрайние украинские степи, убеленный туманами и временем мудрым старцем хранящий память веков, когда скифские племена приходили к нему на поклон, оставляя тела своих правителей и верховных жрецов под его защитой. Остатки около пятнадцати могильных курганов на его вершине и сейчас напоминают о тех давних временах, когда свобода была жизнью, которую могла отобрать лишь смерть.
А потом год за годом сюда приходили на зимовье те, кто с гордостью поднял знамя своих предков в противостоянии всем злым ветрам с востока и запада, кого европейские цари считали одной из самых могучих военных сил, кому на поклон приезжали татарские паши – украинские казаки.
Ему деловая хватка досталась по наследству от отца-купца, занимавшего пост Белгородского бургомистра. Именно благодаря врожденному дару и участку на берегу Северского Донца Николай Чумичев оказался среди местных предпринимателей первопроходцем шерстомойного дела, что обеспечило ему статус самого богатого человека в округе и огромные барыши.
Но большие деньги – это не только огромное счастье, но и предмет постоянных треволнений, зависти и алчности окружающих. Черным гением, крыло которого в конце концов навсегда закрыл его глаза и остановил его сердца был тот, кого он взрастил в своем доме в любви и неге, плоть от плоти, кровь от крови – собственное дитя.
Чудны и неисповедимы пути просвещения – ищущий находит крупицы знаний в обыденности, а равнодушный – проигнорирует вселенскую мудрость в руках… Один из крупнейших научно-просветительских центров Восточной Европы, коим стал Харьков в начале ХХ столетия, иногда поражал нестандартностью в подходе к вопросам образования. Так государственная поддержка и активная частная инициатива на пути образования рабочего класса породили на свет первое в городе народно-просветительское учреждение при винном складе акцизного общества.
Оно начало свой путь с 12 ноября 1902 года с заслушанного и принятого на заседании хозяйственного комитета Харьковского губернского акцизного управления доклада В.А. Фаусека «о мероприятиях предложенных в исполнение предписания главного управления неокладных сборов и казенной продажи питей от 28 октября того же года», где предлагалось для улучшения быта рабочих создать при каждом складе губернии библиотеки-читальни, организовать чтения с волшебным фонарем, продажу книг и картин, ассигновать средства для танцев и театральных постановок.
Его, обычного богодуховского помещика, судьба выбрала чтобы переломить вековой сон Слобожанской Украины и навсегда изменить ее историю, открыв дорогу свету созидательных знаний и прогресса.
А началось все с личной встречи с императором Василия Каразина с императором, на которой первый, будучи главой комитета по рассмотрению уставов двух академий и московского университета, высказал безумную мысль об открытие в Харькове собственного ВУЗа. Идея Александром I, как просвещенным человеком, была в принципе принята благосклонна, тем более что средства на его открытие предполагалось изыскать с добровольных пожертвований местного дворянства без привлечения казны.
Приезд нового губернатора Федора Ивановича Кишенского – добродушного хлебосольного хозяина, охочего до разных увеселений и культурных новинок всколыхнул беспросветную серость однообразия харьковского бытия. Он привез собой в сердце Слобожанщины дух великосветского столичного общества с его маскарадами, частными балами, шумными народными гуляниями и, конечно же, театром.
В считанные недели двухэтажный деревянный екатерининский павильон возле дворца наместничества превратился в настоящий театр со сценой, расписными кулисами, двумя декорациями (комната и лес), свободно поднимающимся и опускающимся занавесом и двенадцатью ложами абонированными на год вперед по пятьдесят рублей, обустроенных губернским механиком Лукой Семеновичем Захаржевским
Поделенная на две половинки древняя твердыня львовской земли. Ее история за два столетия помнила много печалей и радостей, но в положении слуги двух господ она оказалась впервые в 1511-ом, чтобы через семь десятилетий предприимчивый Ян Данилович на средства первой жены отреставрировал одну половину Олесского замка, а вторую – получил в качестве приданного при женитьбе на Софии Жолкевской, превратив в единую роскошную фамильную резиденцию в ренессансном стиле.
Предприимчивый и честолюбивый Ян, через интриги и расчет добившийся завидного положения в галичском обществе, прочил такую же завидную судьбу и своим детям, чтобы передать символ своего могущества – взлелеянное его трудами величественное Олесско, но судьба распорядилась иначе…
Сошедшая с ума от восторга Европа. Артефакт, который французы готовы были поставить на одну ступень с Эйфелевой башней. Хитрые мошенники, одурачившие самые именитые научные умы конца XIX столетия. Скромный творец, отказавшийся от славы и денег. Один из самых богатых людей мира – в этой фантастической истории сплелось все воедино, породив на свет еще одну сказку на яву со счастливым концом.
А началась она на одной из тихих улиц старой Одессы, где располагалась мастерская одного не слишком удачливого ювелира. Нет, заказы у него время от времени появлялись, на жизнь хватало, но не больше. Он даже не мог приобрести патент купца третьей гильдии, чтобы можно было официально повесить вывеску над входом.